Венгрия в эпоху дуализма. Кризис системы дуализма в Венгрии, страница 4

На смену сдававшему свои позиции либерализму приходили новые движения. Одним из них стало немецко-национальное, объединившее в своих рядах не слишком широкие, но достаточно решительно настроенные политические круги, ориентирующиеся на бисмарковскую Германию, в основном молодежь. Успехи Германии воспринимались немецкоязычным студенчеством различных земель с воодушевлением. Поэт Герман Бар, начавший учиться в Венском университете в 1882 г., писал, что его поколение именно во время учебы отказалось от либеральных и великогерманских идеалов своих отцов и обратилось к радикализму.

Немецко-национальное движение первоначально развивалось в провинции в рамках либерализма, как одно из его течений, обращающее большее внимание на национальный вопрос. По мере же того как либеральная конституционная партия завоевывала все более прочные позиции и стала правящей, раскол между либералами и немецко-национальными группами углублялся. Немалую роль в этом сыграли и социальные противоречия. Мелкобуржуазные слои и часть интеллигенции альпийских земель выступили против либералов, представлявших интересы крупной буржуазии, тесно связанной с финансовой верхушкой в основном еврейского происхождения, чьим рупором была влиятельная либеральная пресса, тон в которой задавали еврейские журналисты. Поэтому в немецко-национальном движении были очень сильны антисемитские мотивы.

Вождем этих сил стал Георг фон Ше'нерер, избранный после краха 1873 г. в рейхсрат, где он был одним из самых непримиримых критиков правительства. В 1882 г. группа Шёнерера, к которой тогда еще принадлежали известный либеральный историк Генрих Фридъюнг и два будущих лидера социалистов - Виктор Адлер и Энгельберт Пернершторфер, сформулировала свои требования в Линцской программе. Государственные отношения с ненемецкими землями предлагалось строить на основе персональной унии, провозглашались сохранение немецкого характера земель, ранее входивших в Германский союз, и необходимость объявления немецкого государственным языком. Программа содержала также требование национализации железных дорог, введения прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь, эффективного социального законодательства. В то же время в ней говорилось о свободе прессы, собраний и объединений, о расширении избирательного права. Три года спустя Шёнерер добавил в программу пункт, требовавший исключения влияния евреев из всех сфер общественной жизни.

Шёнереру не удалось создать широкое и влиятельное движение. Во многом это объясняется прогерманской ориентацией лидера, его культом Бисмарка. Он заявлял в рейхсрате: "Нашей целью является воссоединение - это означает теснейший союз с Германией". Кроме того, антикатолицизм Шёнерера, выразившийся в движении "Свобода от Рима" (переход из католичества в протестантство), оттолкнул от него большую часть немецких националистов, которые в основном были настроены проавстрийски и прокатолически.

Те социальные слои, на которые была ориентирована пропаганда Шёнерера, стали опорой других массовых движений - социал-демократии и христианско-со-циального движения, которые вскоре превратились в массовые политические партии.

Лидером христианско-социального движения был депутат рейхсрата, адвокат "маленького человека", блестящий оратор Карл Люэгер. Он несколько раз избирался венским бургомистром и много сделал для ликвидации трущоб, строительства квартир для рабочих, решения других социальных вопросов. Это был первый австрийский политик, напрямую апеллировавший к широким массам, в совершенстве владевший приемами социальной демагогии. Из пестрой смеси антилиберально настроенных группировок ему удалось создать Христианско-социальную партию (ХСП), программную основу которой составили идеи основоположника австрийского "социального католицизма" Карла фон Фогельзанга. Признание необходимости социальных реформ в интересах трудящихся, создания сословно-корпоративного государства, исключающего классовые противоречия, подчеркивание роли массовой партии, которая может быть создана лишь на основе программы общественных реформ, использование лозунга "католической социальной реформы" как средства мобилизовать массы против либеральной элиты - все это христианские социалисты взяли у Фогельзанга.