Диалектика. Законы и категории диалектики, страница 5

Как писал В.Г.Белинский, без момента отрицания общество превратилось бы в стоячее болото. Отрицание является моментом всякого развития. Отрицание- момент связи между старым и новым. С этой точки зрения, отрицание не просто сокрушение отрицаемой вещи, а превращение ее в другую вещь. Отрицание, будучи ликвидацией старого, выступает одновременно как утверждение нового.

Диалектика, таким образом, понимает отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного. Отрицание - универсальная форма развития. Отрицание одновременно и позитивно, конструктивно и негативно разрушительно. Новое, отрицая старое, никогда не порывает со старым целиком, полностью, абсолютно. Отрицание тесно связано с другими категориями.

По своему происхождению отрицание выступает как форма разрешения объективных противоречий.

По способу своего осуществления отрицание представляет собой скачкообразное превращение отрицаемого явления в некоторое новое явление.

Выделяют два вида отрицания: 1) диалектическое (на основе развертывания внутренних противоречий, они - естественное звено в процессе закономерного развития отрицаемого явления); 2) механическое отрицание, - как результат вмешательства внешних сил, действие которых приводит к разрушению данного конкретного процесса естественного развития (размалывания зерна или насильственная смерть человека).

Механическое отрицание отличается по источнику отрицания - он внешний по отношению к отрицаемому объекту. Механическое отрицание не вытекает из внутренней природы отрицаемого объекта. Оно - результат грубого вмешательства со стороны. Здесь преобладают черты разрушения, истребления. Отрицаемое явление не преодолевается, а просто отбрасывается, утрачивая возможности дальнейшего развития. Механические отрицания не закономерны, а случайны.

Решающую роль в развитии играет диалектическое отрицание. Оно совершается на основе действия внутренних причин. Диалектическое отрицание является самоотрицанием, упразднением предметом самого себя, по выражению Маркса.

Внутреннее отрицание предполагает и наличие определенных внешних условий (зерно не прорастет, пока не попадет в землю).

Диалектическое отрицание характеризуется:

1 .Необходимостью (зерно в благоприятных условиях прорастет обязательно) . 2.Оно конкретно. Для каждого вида предметов существует свой вид отрицания. 3.Диалектическое отрицание может быть конструктивным, творческим и деструктивным, негативным (от механического отрицания отличается тем, что является самоотрицанием). 4.Отрицание может быть полным и частичным.

Новое, возникшее как отрицание старого, само со временем подвергается отрицанию - происходит отрицание отрицания. Сущность его - единство преемственности и поступательности.

Под преемственностью понимают связь старого с новым, сохранение отдельных черт старого, повторение их на более высоком уровне.

Поступательность развития выражается в переходе от низших форм к более высоким, более сложным.

Диалектическое отрицание имеет циклический характер. Можно выделить три момента в развитии (по Гегелю): Тезис- антитезис - син.тезис) (или какое-то положение, его отрицание, отрицание этого отрицания или снятие ). Это законченный цикл развития, например: зерно - растение - зерно; практика - теория - практика. Общественная собственность - частная собственность - общественная собственность. Модель такого развития - спираль. В ней видны повторяемость в развитии и поступательность; прогрессивная направленность развития.

Метафизическая модель развития - это развитие по замкнутому кругу, это вечное повторение одних и тех же процессов.

Примеры отрицаний:

1.  Расширение Вселенной как отрицание ее состояния  18-20 млрд. лет назад.

2.  Смена старых видов животных новыми видами.

3.  Смена формаций.

4.  Появление новых теорий, развитие культуры, открытия в науке.

5.  Отрицание зерна - это его превращение в растение.

6.  Отрицание куколки насекомого и превращение его в бабочку.

7.  Аннигиляция электрона и позитрона - это их превращение в кванты электромагнитного поля.