Диалектика. Законы и категории диалектики

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА


«ДИАЛЕКТИКА. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ»    ЧАСТЬ 1

ПЛАН

1.  Проблема развития. Диалектика и ее альтернативы.

2.  Основные принципы и законы диалектики как учения о всеобщей универсальной связи и развитии .

1 вопрос. Проблема развития. Диалектика и ее альтернативы.

Еще с древних времен человечество пыталось понять, что происходит с миром, окружающим человека. Вечен он или нет, если вечен, то остается одним и тем же или изменяется и развивается. Ответ на эти вопросы дает материалистическая диалектика - учение о взаимосвязи, движении, развитии и взаимозависимости всего в материальном мире.

Задолго до конкретных наук о природе философия выдвинула положение о развитии как существенной характеристике бытия. Древнегреческие мыслители (Гераклит и другие) рассматривали мир в целом и отдельные его вещи как появившиеся в результате развития. В дальнейшем философия разработала более глубокие учения о развитии. До конца 18 века, в основном, в науке господствовала метафизика, а с конца 18 века начинают проникать идеи о развитии, основанные на изучении природы.

Каждое явление и весь мир в целом представляют сложную систему отношений, связей и взаимодействий. Без них невозможно развитие. Диалектическое учение о развитии мира показывает, как происходит развитие, в силу каких причин и в каком направлении. Сегодня уже никто не отрицает развития, но понимают его по-разному.

Из различных взглядов на развитии еще Ленин в свое время выделил две наиболее существенные концепции, из которых одна выражает научную теорию развития, а другая ненаучную. Он пишет в работе «Философские тетради»: «Две основные концепции развития, суть : развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и, развитие как единство противоположностей. При первой концепции движения остается в тени САМО движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или источник переносится во вне и равен богу, субъекту). При второй концепции главное внимание именно на познание источника самодвижения. Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая - жизненна». ( т.29.ПСС, стр.317).

Итак, диалектический материализм понимает развитие как количественно-качественные изменения, которые происходят благодаря внутренней борьбе противоположностей и приводят к уничтожению старого и возникновению нового.

Материалистическая диалектика рассматривает мир в непрекращающемся изменении и развитии, которое носит объективный характер.

Диалектика, таким образом, это - учение о наиболее общих законах развития, взаимосвязи и взаимозависимости материального мира. Энгельс выделяет объективную диалектику и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире, а субъективная   диалектика отражает в сознании объективный материальный мир, а значит, и объективную диалектику.

Субъективная диалектика - это движение и развитие мышления и понятия. Объективная диалектика - первична, субъективная - вторична, отражение объективной, зависит от нее.

Диалектика, как система знаний о развитии мира, помогает получить новое знание об окружающей действительности. Следовательно, диалектика выступает в качестве метода изучения мира. Она предлагает в процессе познания исходить из того, что все в мире изменяется, взаимосвязано, зависит друг от друга, поэтому изучать явления и вещи объективного мира нужно в историческом плане, рассматривать, когда, в силу каких причин появилась изучаемая вещь, какие этапы прошла в своем становлении, как изменялись ее свойства; в каких взаимозависимостях и связях она находится с другими вещами, как они влияют на свойства друг друга. Тогда можно получить исчерпывающие знания об объекте. Противоположный диалектике метод - метафизика. Его сторонники исходят из того, что мир в своей основе и сущности неизменен; все, что в нем происходит - это чисто количественные уменьшения или увеличения существующего, без каких- либо качественных преобразований. Они стремятся изучать объекты в обособленном, изолированном состоянии, в статике, то есть игнорируют всеобщие связи и зависимости.

Как методы изучения окружающего мира диалектика и метафизика стали применяться с конца 17 века.

Диалектика - не единственное учение в развивающемся мире. Существуют альтернативные диалектике учения. Кроме метафизики, это - догматизм, который пользуется раз и навсегда установленными знаниями, оторванными от конкретной действительности, считая эти знания всегда и для всех и всего Правильными, независимо от условий, которые могут измениться. Знания по-прежнему считают верным, т.е. догмой, хотя в действительности это может быть не так.

Еще одно учение - софистика. Софисты умышленно искажают знания о мире, делаю ложные умозаключения, выхватывают явления из их связей, объявляют второстепенные и несущественные знания и свойства мира определяющими и существенными.

И, наконец, эклектика - сознательное или неосознанное смешение, соединение разнородных теорий, взглядов, концепций, знаний в целом. Для эклектиков характерно неумение выделить главное, глубинное; смешивание и того и другого; попытка соединить несоединяемое.

2 .Вопрос. Основные принципы, категории и законы диалектики как учения о всеобщей универсальной связи и развитии.

Материалистическая диалектическая философия основывается на 1) на принципе развития и 2) принципе всеобщей связи. Всеобщность связи означает, что возникновение, изменение, развитие и переход в иное качественное   состояние любых явлений и материальных объектов возможно не в обособленном состоянии, как считают метафизики, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими явлениями и материальными системами. Изменения в одних объектах вызывают изменения в других, те - в третьих, и так без конца. Во всем мире в пространстве и во времени не прекращаются универсальные взаимодействия и взаимосвязи. Взаимодействие является всеобщей формой связи объектов друг с другом. Без взаимодействия и связи не может существовать ни один объект материального мира.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0