Диалектика. Законы и категории диалектики, страница 3

Центральное место среди законов диалектики занимает закон единства и борьбы противоположностей. Он показывает источник развития материального мира. Поэтому Ленин назвал его ядром, сутью диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в признании того, что все предметы природы и явления общественной жизни необходимо порождаются внутренними противоречиями, лежащими в основе процесса изменения, и обусловливающими качественные преобразования вещей, их развитие и смену.

Вследствие происходящих в предмете изменений он никогда не бывает равным самому себе и выступает как внутренне противоречивый. Нет в мире вещей абсолютно тождественных. Даже, когда мы сравниваем предметы, говорим об их сходстве, эта их одинаковость предполагает, что в чем-то они все же различны, иначе нет смысла их сравнивать. Простое сопоставление вещей показывает, что каждый объект одновременно тождественен другому и отличен от него, т.е. характеризуется единством тождества и различия. Каждый предмет одновременно и существует, и нет; он есть единство устойчивости и изменчивости, положительного и отрицательного, отмирающего и нарождающегося. А это значит, что каждый предмет и процесс являются единством противоположностей. Каждая из сторон вещи существует лишь постольку, поскольку существует другая сторона - противоположная. Они взаимообуславливают, взаимополагают друг друга. В то же время обе стороны взаимоотрицают друг друга. Этот момент одновременного взаимополагания и взаимоотрицания сторонами объекта друг друга и выражается понятием «Единство и борьба противоположностей». Подобные взаимоотношения противоположных сторон, свойств, процессов и называются диалектическим противоречием. Противоречия задают внутренние импульсы к саморазвитию предметов, являются внутренним источником развития, двигательной силой развития.

Противоречие не есть что-то неизменное. Возникнув, противоречие проходит определенные стадии:

1) этап зарождения и развертывания противоречия ( от тождества —> к различию—> к противоположности —> к противоречию);

2) этап разрешения противоречия. Противоречия всеобщи, универсальны, многообразны.

Различают следующие виды противоречий: внутренние и внешние основные и производные; главные и неглавные; антагонистические и неантагонистические:

-  внутренние противоречия лежат в основе предметов, в их сущности;

-  внешние - складываются между предметами и их внешними условиями развития;

-  основные - такие противоречия, которые действуют на протяжении всего периода существования объекта, и лежат в основе объектов;

-  производные (не основные противоречия) - характеризуют развитие отдельных частей, свойств этого процесса;

-  антагонистические противоречия - это враждебные, непримиримые противоположности, вызывающие постоянное нарастание борьбы.

Примеры противоречий: В природе: отталкивание и притяжение; частица и волна (их свойства); ассоциация и диссоциация (т.е. группирование атомов в молекулу и распад молекулы на атомы), ассимиляция и диссимиляция.

Противоречия в познании: чувственное и логическое познание; абсолютная и относительная истина; противоречие между теорией и практикой, между взглядами различных групп ученых.

Не менее важным является закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон показывает механизм развития, т.е. как оно происходит, каким путем новое возникает и заменяет старое.

Материальный мир включает в себя бесконечное многообразие вещей, процессов и явлений. Все эти материальные объекты отличаются друг от друга известными признаками или свойствами, которые в совокупности и составляют характеристику этих объектов, их качество. Качество характеризует определенность предмета; оно делает предмет тем, что он есть, и отличает его от всех других предметов. Качество обнаруживается через целостную совокупность всех существенных свойств предмета. Свойство - понятие однопорядковое с качеством, это внешнее проявление качества. Качество объективно, всеобще, неотделимо от вещей. Качество предмета определяется его природой, структурой его составляющих элементов, характером связей и отношений.