Диалектика. Законы и категории диалектики, страница 4

Любые предметы и процессы объективного мира существуют во времени и пространстве изменяются и развиваются, обладают наряду с качественной определенностью и количественными характеристиками. Количество — это категория, которая характеризует степень проявления и интенсивности однородных свойств, а также отношений частей, элементов к целому в предметах и процессах. Количество выражает однородность свойств, связей, отношений. Оно характеризует размеры предметов, интенсивность и масштаб проявления их свойств, число элементов, которые образуют данный предмет, их пространственно - временное отношение друг к другу в рамках целого. Количество так же, как и качество, всеобще, универсально, объективно.

Органическую связь между качеством и количеством выражает категория "мера". До поры, до времени качество остается "безразличным" к изменениям количества. Мера и означает ту границу, в пределах которой данное качество сохраняется. Мера является узловой линией, где в " узлах " меняется качество на новое. Пример узловой линии мер - последовательная смена агрегатных состояний вещества: твердое, жидкое, газообразное - плазма.

Переход от одного качества к другому, от старого к новому происходит в форме скачка. Скачок означает момент качественного изменения предмета, это период коренного преобразования вещи, перерыв постепенности в развитии, переход от одного качества к другому. Скачок - всеобщий и необходимый момент развития. В этом его абсолютность.

Когда начинается переход тела в другое качественное состояние, наступает перерыв непрерывного развития. Французский физик Делюк установил, что в момент таяния льда и замерзания воды температура их не изменяется. Другой физик - Блэк обнаружил, что увеличение температуры воды прекращается, когда она начинает кипеть. То же самое наблюдалось и в момент конденсации пара. Дальнейшее понижение температуры пара в это время приостановилось ( во всех этих процессах происходил скачок ).

Итак, скачок есть форма развития объекта, различающаяся в разных процессах, вещах, явлениях по времени и интенсивности протекания, по характеру качественных превращений, по особенностям замены старого качества новым, по глубине качественных преобразований. Скачки могут быть быстрые, постепенные, взрывные и невзрывные (плавные), эволюция и революция.

Примеры перехода количества в новое качество: в познании - накопление чувственных данных, переход от них к мышлению; в обществе - революция как смена экономического строя общества; реформы как эволюционные изменения, но не затрагивающие основ общества; становление человека и общества. В природе - радиоактивный распад, превращения элементарных частиц.

В заключение можно сделать вывод о сущности закона количественных и качественных изменений: это закон есть такая взаимосвязь и взаимодействие количественныхи   качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах.

Закон отрицания является так же, как и предыдущие, общим законом развития. Его сформулировал Гегель, однако, на идеалистической основе. Маркс и Энгельс переработали гегелевские представления о развитии и его особенностях, представили диалектико-материалистическую интерпретацию закона отрицания.

Закон отрицания выражает направленность развития, определенную последовательность прохождения различных стадий развития, вскрывает его циклический характер, его основные тенденции, характеризует присущие развитию поступательность и в то же время преемственность и повторяемость, утверждает неодолимость нового.

Отрицание представляет собой необходимый момент всякого развития, не знающий исключений. Маркс писал: "Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить, как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например народ переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования".