Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 8

“Великий отказ” как внутренний отказ разделять установки репрессивной цивилизации, через трансформацию собственного сознания. Новая революция начинается с отказа от оков одномерной культуры и современной цивилизации.

Литература

Тексты

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995

Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Литература для докладов и семинаров

Корф Г. Критика теорий культуры М.Вебера и Г. Маркузе. М., 1975.

Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских концепций Франкфуртской школы. М., 1977.

Мишель Фуко (1926–1984). М. Фуко — французский философ и историк культуры. Фуко преподавал в университетах Парижа, Уппсалы, Гамбурга, Варшавы, а также занимался социально-политической практикой: был руководителем общественной “Группы информации о тюрьмах”. Принято причислять Фуко к структурализму — структурно-семиотическому способу изучения общества, культуры, человека. Сам философ отрицает свою принадлежность к данному направлению. Фуко обосновал собственный исследовательский метод и применил его в анализе различных сфер европейской цивилизации. Метод основан на генеалогии, археологии, то есть на выявлении глубинных пластов, лежащих в основе культуры, например, допонятийных связей внутри письменной культуры.

Творчество Фуко принято разделять на три периода: 1) период “археологии знания” (“Рождение клиники”, “Слова и вещи”); 2) период “генеалогии власти” (“Надзирать и наказывать”, “Воля к власти”); 3) период исследования “эстетики существования” (“Пользование наслаждениями”, “Забота о себе”).

“Надзирать и наказывать” относится к более позднему периоду в творчестве Фуко. Книга содержит очерк западной тюремной системы от ее возникновения в XVIII—XIX веках. Фуко задействует обширный эмпирический материал из истории права, общественной мысли, политологии, но его исследование преследует цель не просто исторических студий, а анализ становления современной ситуации в культуре, “генеалогию нынешнего научно-судебного единства”. Фуко пытается выявить социальные функции наказания, отношение власти к душе  и телу человека, роль технологий власти в познании человека, то есть ответить на вопрос: каким образом наказание как  специфическая техника власти формирует человеческую индивидуальность, человека как конфигурацию знаков. Изучение технологий власти в таком ракурсе становится началом познания человека.

Четырехчастная структура произведения: 1. Казнь. 2. Наказание. 3. Дисциплина. 4. Тюрьма. В первой главе Фуко прослеживает историю пыток, начиная от средневекового  правосудия до современности, подробно останавливаясь на столкновении зверского пыточного правосудия средневековья и буржуазной криминологической мысли, призывающей к гуманности и устраняющей пытку из дознания. Эта последняя традиция стала основой современной технологии власти. Субстанцией этой технологии власти является дисциплина, которая представляется как позитивное принуждение, как подчинение, сопряженное с полезностью. В связи с этим Фуко говорит о “микрофозике власти”, которая распространяется в каждом движении человека. Дисциплина становится правилом жизни человека, основой его личности; с этих пор человек скрупулезно учитывает каждое свое действие — “из этих пустяков рождается человек современного гуманизма”. Фуко выделяет четыре уровня приемов дисциплинарного контроля за человеком со стороны власти: клеточный (под “клеткой” здесь подразумевается место человека в социальной структуре, “живой таблице” общества); прием контроля активности тела с точки зрения полезности (ни одно движение не  должно быть напрасным — этот принцип особенно действенен в сфере труда); исторический (само действие человека понимается как история); комбинаторный (основанный на соединении сил многих, например,  армия, состоящая из подразделений: полков, батальонов и т. д.). Соответственно выделенным уровням Фуко описывает и средства контроля: надзор на предприятии, в школе, наказание, экзамен и т. д. Человек представляется окутанным сетями надзора, дисциплинарными связями; эту ситуацию Фуко характеризует как паноптизм (всеподнадзорность, всезаметность). Дисциплина — универсальная технология власти; она везде — в семье, школе, на фабрике в больнице.