Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика)

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский

гуманитарный  университет  профсоюзов

Утверждена

Ученым советом

юридического факультета

5 декабря 1999 г., пр. № 4

методические рекомендации по изучению дисциплины

Философия

часть II (специальность — 021100  Юриспруденция)

Санкт-Петербург

2001

Кафедра философии

Авторы-составители:

доктор философских наук, профессор Н. И. Фатиев;

кандидат философских наук О. И. Ставцева

Научный редактор

доктор философских наук, профессор Н. И. Фатиев

Рецензенты:

доктор философских наук, заведующий кафедрой современной зарубежной философии СПбГУ А. С. Колесников;

кандидат филологических наук,  заведующий кафедрой литературы СПбГУП Ю. В. Зобнин

Пояснительная записка

Данная программа учебной дисциплины “Философия. Часть II” предназначена студентам юридического факультета всех форм обучения (дневная, вечерняя, заочная). 

Цель дисциплины — формирование способности восприятия студентом проблематики современной философии, понимание ее языка, категориального аппарата, используемых ею методов.

Дисциплина содержит достаточно разнообразный по школам и направлениям учебный материал. Авторы стремились выстроить его так, чтобы охватить генезис идей, которые сформировали философское сознание XX века и их лейтмотив, продолжающий звучать в мировоззренческой перспективе нового тысячелетия. Поскольку в современных условиях велик разброс субъективных оценок степени влияния и реального назначения тех или иных персоналий, создатели курса стремятся ориентировать студентов на работу с текстом, позволяющую выработать у них собственное мнение об изучаемом авторе.

Методические рекомендации по изучению дисциплины “Философия. Часть II” содержат программу курса, тематический план, а также разработки отдельных тем, включающие изложение наиболее сложных философских произведений, списки литературы.  В ходе изучения дисциплины студент должен читать, анализировать и понимать философские первоисточники, указанные в данных рекомендациях. Стремлением авторов курса  ориентировать  студентов на работу с текстом объясняется отсутствие контрольных вопросов в данных рекомендациях. Представленная библиография разделяется на три части: учебную литературу, тексты и литературу для докладов и семинаров, включающую исследования, монографии, произведения биографического жанра и др. Такое представление библиографии, на наш взгляд, значительно облегчает самостоятельную работу студента.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, который студенты юридического факультета дневной и вечерней форм обучения сдают в зимнем семестре II курса.

Тематический план

Номер и название темы

Всего часов

В том числе

лекции

семинары

самост. работа

1. Предыстория философии ХХ века: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

14

4

2

8

2. Философия психоанализа (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм)

6

2

2

2

3. Социальная философия и философия культуры ХХ века (М. Вебер, А. Швейцер, Г. Маркузе, М. Фуко)

14

4

2

8

4. Аналитическая философия (Философия языка). Л. Витгенштейн

4

2

2

5. Экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю)

12

4

2

6

6. Философия М. Хайдеггера

6

2

2

2

7. Философская герменевтика

7

2

2

3

Итого

63

20

12

31

программа дисциплины

Тема 1. Предыстория философии ХХ века: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

Серен Кьеркегор (1813–1855). Полемика с гегелевской философией. Особенности кьеркегоровского стиля философствования: ирония, псевдонимы, изображение философских проблем художественными средствами — борьба против превращения философии в систему. Истина как субъективность. Проблема веры. Три стадии на жизненном пути. Тупики эстетической стадии. Долг как основа этической стадии. Парадокс как истина религиозной стадии. “Рыцарь веры”.

Артур Шопенгауэр (1786–1860). Мир как воля и представление. Тело как объективация воли. Понятие мировой воли. Жизнь между страданием и скукой. Этика сострадания. Искусство как угасание воли. Аскеза как радикальное освобождение от воли.

Фридрих Ницше (1844–1900). Антихристианское мышление. Своеобразие стиля Ницше. “Рождение трагедии из духа музыки”: аполлонисийское и дионисийское начала. Кризис трагедии как возникновение греческой рациональной философии. Критика морали и религии. “Бог умер”. Эпоха нигилизма как эпоха переоценки ценностей. Сверхчеловек. Воля к власти. “Антихристианин”.

Тема 2. Философия психоанализа (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм)

Зигмунд Фрейд (1856–1939). Понятие бессознательного. Структура личности:  Оно — Я — Сверх-Я. Принцип удовольствия и принцип реальности. Эрос и Танатос. Сублимация. Критика религии: религия есть иллюзия. Неудовлетворенность культурой. Значение философии Фрейда для культуры ХХ века.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
149 Kb
Скачали:
0