Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 6

Эрих Фромм (1900–1980). Гуманистический психоанализ как объединение материалистического, экзистенциального и биологического подходов. Анализ свободы: “свобода от”, “свобода для”, “бегство от свободы”. Дихотомия человеческого бытия: “быть” или “иметь”. Проблема отчуждения в философии Фромма. Способность любить как подлинная ценность. Анализ человеческой деструктивности.

“Искусство любить”. Любовь — искусство? Проблема наличия способности любить. Можно ли построить отношения любви по схеме отношений обмена? В чем заключается способность любить? Любовь и ее “заменители”. Общие черты симбиотических союзов, братской любви, эротической любви и полового влечения. Любовь как сотрудничество, как “эгоизм двоих”, как “игра по правилам”. Черты личности, определяющие наличие способности любить: способность давать (бескорыстно), способность верить (в другого человека), умение быть одному, дисциплина, терпение.

“Душа человека”. Кем является человек — волком или овцой?

Виды насилия: игровое, реактивное, фрустрация, компенсаторное насилие.

Некрофилия и биофилия, их проявления в социуме.  

Литература

Тексты

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1986.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Буржуазная философская антропология. М., 1986.

Литература для докладов и рефератов

Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках истины: иллюзии и заблуждения Эриха Фромма. М., 1974.

Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1973.

Гуревич П. С. Антропологизм Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность. М., 1979.

Кузнецов С. В. Концепция “социального характера” Эриха Фромма // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988.

Тема 3. Социальная философия и философия культуры ХХ века (М. Вебер, А. Швейцер, Г. Маркузе, Н. Фуко)

Макс Вебер (1864–1920). Биография и основные работы. Обучение в университетах Гейдельберга и Берлина. Увлечения историей, экономикой, юриспруденцией. С 1894 профессор политической экономии Фрейбургского университета, с 1902 года — содиректор крупного и престижного журнала “Архив социальных наук и социальной политики”. Участие в редактировании конституции веймарской республики. Автор большого количества работ по истории, социологии религии, общей социологии, методологии социально- исторических наук. Основные работы: “Протестантская этика и дух капитализма” (1905), “Хозяйственная этика мировых религий” (1916–1919), “Объективность социально-научного и социально-политического познания” (1904), “Политика как призвание и профессия” (1919), “Наука как призвание и профессия” (1920). Обоснование методологии социальных наук как задача исследований Вебера.  Понятие “идеальный тип”. Приложение идеальных типов к реальности и описание реальности как определенного отклонения от идеального типа  как бесконечная деятельность и задача науки. Религия как “жертва интеллекта”. Интеллектуальная честность как главная добродетель ученого. 

Капитализм как сугубо европейский феномен. Связь этики и общественной жизни. Типология человеческих действий. Дух капитализма. Рациональность как принцип капитализма.

“Протестантская этика и дух капитализма”. Причины того, что именно на Западе возникли явления культуры, получившие универсальное значение (наука, чиновничество, государство, капитализм). Специфическое рассмотрение капитализма: капитализм это не способ производства, а мир культуры, “дух”. Основное свойство капитализма — увеличение рациональности в действиях людей, что связано с этическими принципами, определяемыми религиозностью. Связь вероисповедания людей с их социальной принадлежностью и профессиональной деятельностью. Дух капитализма обусловлен протестантизмом. Труд как  призвание человека. Религиозное значение долга в протестантизме.

Спасение человека как мирская, профессиональная деятельность. “Расколдовывание мира”. Социальная и профессиональная деятельность протестанта как прославление Творца. 

Литература