Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 2

Карл-Густав Юнг (1875–1961). Различие Фрейда и Юнга: трактовка бессознательного. Коллективное бессознательное. Архетипы коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Психология и религия.  Психология художественного творчества.  Интерес к духовной жизни Востока. Критика современной цивилизации.

Эрих Фромм (1900–1980). Гуманистический психоанализ как объединение материалистического, экзистенциального и биологического подходов. Анализ свободы: “свобода от”, “свобода для”, “бегство от свободы”. Дихотомия человеческого бытия: “быть” или “иметь”. Проблема отчуждения в философии Фромма. Способность любить как подлинная ценность человека. Анализ человеческой деструктивности как неспособности любить.

Тема 3. Социальная философия и философия культуры ХХ века (М. Вебер, А. Швейцер, Г. Маркузе, М. Фуко)

Макс Вебер (1864–1920). Вехи биографии. Обоснование методологии социальных наук как задача исследований Вебера.  Понятие “идеальный тип”. Приложение идеальных типов к реальности и описание реальности как определенного отклонения от идеального типа,  как бесконечной деятельности и задачи науки. Религия как “жертва интеллекта”. Интеллектуальная честность как главная добродетель ученого. 

Капитализм как сугубо европейский феномен. Связь этики и общественной жизни. Типология человеческих действий. Дух капитализма. Рациональность как принцип капитализма.

 Альбер Швейцер (1875-1965). Философия культуры. Констатация кризиса культуры. Обстоятельства, затрудняющие борьбу за культуру: несвобода и ограниченность современного человека, принижение значения труда, поглощенность человека обществом. Этический характер культуры. Путь к возрождению культуры как пробуждение этической энергии. Принцип благоговения перед жизнью: “я есть жизнь, желающая жить среди других жизней”.

Герберт Маркузе (1898–1979). Франкфуртская школа. Необходимость и свобода. Культура как подавление Эроса. Проблема перехода к новой культуре, лишенной внутреннего угнетения. Значение фантазии. Искусство и революция. Одномерность человека как отсутствие мыслительных альтернатив, критического измерения культуры.

Мишель Фуко (1926–1984). Вехи биографии. Выделение структуралистского и постструктуралистского периодов в творчестве Фуко. Обоснование собственного исследовательского метода и его применение к анализу культуры. Археология знания. Генеалогия власти. Формирование индивидуальности как конфигурации знаков. Значение социальных и культурных механизмов в этом процессе.

Тема  4. Аналитическая философия (Философия языка). Л. Витгенштейн

 Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Основные проблемы “Логико-философского трактата” (1922). Ранний Витгенштейн. Концепция отображения реальности в языке. Атомарные и молекулярные высказывания. Логический атомизм. “Мистическое”. “Философские исследования” (1952) — поздний Витгенштейн. Язык как сложная, многообразная деятельность (лабиринт). Значение слова есть употребление этого слова. Философия как деятельность по анализу языка.

Тема 5. Экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю)

 Габриель Марсель (1889–1973). Антисистемность философии. Религиозная направленность философии (“внутренне христианство”). Бытие есть тайна, а не проблема. Два способа существования человека: бытие и обладание. Трансценденция как основа творческой активности человека.

Карл Ясперс (1883—1969). Человек как экзистенция. Я, сознание, дух. Разум. Бог. Свобода. Роль философии в современной культуре. Реальность человека кризисной эпохи. Экзистенциальная коммуникация. Человек и история. “Осевое время”. Философская вера.

Жан-Поль Сартр (1905—1980). Жан-Поль Сартр как “внимательный наблюдатель перипетий нашего столетия”. Соединение активной политической жизни с литературной, публицистичекой и философской деятельностью.

“Бытие в себе” и “бытие для себя”. Ничто в сердце бытия. Свобода. Тошнота как  ощущение абсурдности бытия. Человек как “бесплодная страсть”. Мазохизм, садизм, любовь как формы общения. Трагичность любви.

Альбер Камю (1913–1960). Абсурд как судьба человека. Проблема самоубийства как самая неотложная философская проблема. Абсурдные герои: Дон Жуан, актер, завоеватель. Свобода. Метафизика бунта. “Выносить удары судьбы, но не смиряться с ней” — императив бунтующего человека. Мораль скромной ясности пьесы “Чума”.