Обзор журнала «Методология и история психологии» (Тема выпуска - предмет психологии), страница 8

Выделены три измерения психологической феноменологии:

рациональное (R.Stevens выделяет три типа психологической реальности – биологическую, символическую и рефлескивную)

иррациональное (представлено благодаря Фрейду феноменологией бессознательного, также влияющей на бытие личности как биосоциальной сущности)

экзистенциальное (вотканность человека в его бытие-в-мире).

Итак, бытие в условиях такого многообразия порождает так называемый постмодернистский диалогизм. Структура диалога: горизонтальный диалог (наличие Я и Другого); условие диалога – социальная среда, где находятся Я и Другой; вертикальный диалог (Я вступает в контакт с трансцендентным).

Диалог, по мысли М.М.Бахтина, не только путь познания личности и ее установок и идей, но также условие самого существования идей у личности.

Изложенное позволяет определить предмет психологии как бытие-в-мире самости как биосоциальной социокультурно-интердетерминированной многомерной сущности во взаимодействии с социальным и физическим окружением в рационально-иррационально-экзистенциальном измерениях.

Определение в предмете предполагает определение в парадигмальных координатах, методологии и методе исследования.

Автор предлагает свой методологический подход, названный им интегративно-эклектическим. Суть его заключается в многоплоскостном, полилинейном, разновекторном анализе. Методологический фундамент интегративной эклектики составляют концепции поливариантности истины, онтологического и методологического плюрализма, диалогики и диатропики.

Реализация подхода осуществления посредством ряда механизмов: парадигмального позиционирования, диалога альтернативных традиций, критического рефлексивного позиционирования.

Далее следует глава «Базовые категории в определении предмета психологии».

В.П.Зинченко «Сознание как предмет и дело психологии»

Категория сознания принадлежит к числу фундаментальных и вместе с тем предельных абстракций. Задача любой науки, претендующей на изучение сознания, состоит в том, чтобы наполнить его конкретным онтологическим содержанием и смыслом. Ведь сознание не только рождается в бытии, не только рождается в нем, и содержит его в себе, но и творит его.

Исходной предпосылкой конструирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как об определенном культурно-историческом образовании.

В статье рассматривается возможная структура сознания, включающая три слоя: бытийный, рефлексивный, духовный. Бытийный слой образуют взаимодействующие биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа; рефлексивный – взаимодействующие значения и смыслы; духовный – взаимодействующие Я – Ты (Другой). Автор предлагает именно эта структуру как возможный предмет психологии сознания.

«Гуманистический принцип личности и предмет» А.А.Пископпель

В статье обосновывается тесная связь вопросов о предмете психологии и предмете психологии личности. Дело в том, что поскольку те или иные явления психической жизни человека не существуют «сами по себе и для себя», а являются результатами-продуктами развития личности, то и закономерности психической жизни человека обусловлены в конечном счете закономерностями развития его личности.

Согласно взглядам О.Конта, основателя социологии, личность – ничто, и подлинной реальностью обладает только общество. Противоположную теорию развивал А.Маслоу, один из основателей гуманистической психологии: он делал акцент на внутренней природе человека, а общество – окружающая среда, материал для предметного жизнестроительства: «цивилизация – это солнце, воздух и вода, а не само зерно».

Автор предлагает компромиссную, промежуточную между этих двух крайностей, идею. Феномен личности рассматривается под углом зрения культуры как исторического и динамического пространства самообразов и самообразцов человека. Человек – творец и порождение культуры. Целостность и идентичность личности с позиции ее бытия и становления исходно выступают не в качестве эмпирической данности, а на правах фундаментальной предпосылки человеческого существования и общежития. Чтобы быть и оставаться человеком по сути, необходимо быть больше, чем просто человеком. Необходимо быть личностью, что предполагает присвоение условий собственного существования в их родовой заданности, - т.е. своего рода «воспроизведение» в себе самого общества вместе со всей его историей.