Обзор журнала «Методология и история психологии» (Тема выпуска - предмет психологии), страница 7

2.нужны организма и степень их удовлетворенности (влечения, потребности, желания, мотивы); 3.значение для личности тех или иных внешних воздействий, внутренних состояний, а также результатов взаимодействия человека с миром, его поведения и деятельности (эмоции, чувства);

4.нужен обмен результатами психической отражательной деятельности в обществе (за счет языка и речи, невербальной коммуникации).

Жизненная задача психики – осуществлять адекватные внешней и внутренней среде жизнедеятельность и поведение. Поэтому результаты отражения ведут к выработке моторных программ поведения и программ, изменяющих работу внутренних органов.

Вся эта совокупность интеграционных процессов, ведущая к принятию решений и формированию программ поведения, может быть обозначена термином «воля». Здесь понятие отражения не применимо. Это процессы, которые на основе результатов отражения осуществляют регуляцию поведения и деятельности.

Правомерность предложенной классификации психических процессов подкрепляется в определенной степени тем, что для каждой их группы могут быть указаны области мозга, с функциями которых они по преимуществу связаны.

Психика – это не сумма отдельных психических процессов, а единая целостная система, выполняющая определенную функцию и состоящая из нескольких подсистем.

Такое понимание психики отвечает данным современной нейронауки, открывает возможность непротиворечивого монистического решения нейрофизиологической проблемы, позволяет выделить предмет психологии.

Автор приходит к выводу, что предметом изучения психологии должно быть изучение содержания, структуры, закономерностей и развития функциональных систем, выполняющих в организме человека и животных функцию отражения действительности и регуляцию поведения и деятельности. А психика – это особый класс физиологических процессов мозга, несущий специфическую функцию отражения и регуляции поведения и деятельности.

«Постмодернистский, социокультурный индетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии» В.А.Янчук

Обсуждение проблемы предмета психологической науки в первую очередь связано с определением уникальности ее исследовательской ниши, которую исходно задает этимология самого понятия «психология» - знание о душе.

Качественная специфичность психологической реальности выражается в ее одновременной символической и биологической интердетерминированности.

Человек живет ныне не только в физическом, но и в символическом универсуме (язык, миф, искусство, религия). Таким образом, психологическая феноменология обладает символической природой, продуктом и содержанием которой и является культура. Следовательно, и изучаться она должна в контексте культурной интердетерминированности на иных, по сравнению с физической природой, методологических основаниях.

Культура не является статичной, значит рассматривать ее невозможно без реконструкции социокультурного контекста. Важно понимание изменений, сопутствующих переходу от культурно-научной традиции модернизма к постмодернизму, чтобы понять качественные перемены, произошедшие как в социальных науках, так и в мировоззрении на протяжении последнего столетия.

Модернистская культурно-научная традиция основывается на идеях европейского рационализма 17в. и характеризуется представлениями о принципиальной возможности открытия универсальных законов сущего. Однако эта традиция достигла своего эвристического предела по отношению к постижению социальной феноменологии.

Постмодернистские же тенденции в развитии науки и культуры выражаются в непринятии самой возможности получения универсального знания о сущем и его природе, утверждением активного, творческого, культурно-исторического интердетерминированного их характера. Французский мыслитель Бодрийяр утверждал, что реальность все в большей степени приобретает имитационный характер, поскольку создается мощными культурными источниками. Особенность и влияние постмодернистского мышления заключается именно в признании культурного полифонизма, открывающего простор для диалога, в освобождении исторического познания от догматизма. Задачей развития научного знания становится выработка путей и средств налаживания продуктивного мультипарадигмального и междисциплинарного диалогов, направленных на взаимообогащение и взаиморазвитие.