Обзор журнала «Методология и история психологии» (Тема выпуска - предмет психологии), страница 3

Однако точка зрения Мазилова по данному вопросу далеко не единственная. Автор следующей статьи «Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета?», С.Д.Смирнов, придерживается совсем других взглядов. Он не разделяет распространенных убеждений о том, что отсутствие общепринятого предмета психологии служит главным тормозом в ее развитии, о том, что нужно сперва сформулировать понимание предмета, а затем воплощать его в исследовательских и прикладных работах, о том, что в принципе возможно единое понимание предмета психологии, о том, что возможна единая теория психического. Автор вспоминает о других науках и на их примере показывает, что они успешно развиваются, не придя к единому пониманию своего предмета. Также автор сомневается, что и после проведения мощной методологической работы по прояснению предмета, наблюдался резкий расцвет этих науки.

Приводятся аргументы в пользу мультипарадигмального характера психологической науки, следствием которого является невозможность построения единой теории психического. Обосновывается неизбежность и плодотворность в этих условиях позиции «методологического плюрализма». Это система взглядов, согласно которой адекватность тех или иных методологических средств психологического анализа может быть выявлена только в ходе «методологического эксперимента», и не может существовать теория даже самого высокого уровня, которая бы априори была пригодной для преодоления вновь возникающей познавательной трудности. Понятие методологического плюрализма практически синонимично понятию «полипарадигмальности» психологии.

Смирнов утверждает, что прорыв в понимании предмета психологической науки может быть достигнут прежде всего за счет движения «снизу», т.е. достижений в области конкретно-научной и прикладной работы психологов, а не за счёт преимущественного движения «сверху» в форме методологической рефлексии. Радикально новые представления о предмете психологии и соответствующие понятия могут быть сформулированы лишь постфактум как результат обобщения конкретно-научных исследований, в которых реализованы эти новые представления, но не сформулированы явно, не эксплицированы. Автор считает, что основные приращения конкретно-научного знания происходят «внизу», там, где теория сталкивается с реальностью.

С точки зрения автора статьи, основной, исходной и всеобщей функцией психики является построение модели (субъективного образа) будущего и подчинение поведения живого существа этому еще не наступившему будущему, которое может, кстати, и не наступить. Совокупность процессов построения образа мира и его функционирования в качестве регулятора внешнего поведения и внутренней жизни живого существа и составляют самое широкое понимание объекта психологии.

Итак, с точки зрения С.Д.Смирнова, отсутствие в настоящее время общепринятой формулировки предмета психологии не грозит никакими серьезными последствиями для судеб научной психологии и не является сколько-нибудь значительным препятствием на пути ее развития.

Затем в журнале представлена глава «Предмет психологии сквозь призму единой теории психологии».

В статье В.М.Аллахвердова «Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории» говорится о том, что вообще предмет науки определяется принятой в данной науке парадигмальной теорией, а эта теория создается для идеализированных объектов. Методологи науки говорят, что научная теория описывает не реальные, а идеализированные объекты (материальная точка без длины и ширины, идеальный газ, математический маятник). Именно идеализированные объекты играют роль фундаментальной идеи, на которую опирается все задание теории, задают онтологию. Следовательно, в качестве объекта психологической теории не могут выступать ни душа, ни сознание, ни психика, ни деятельность, ни установка, ни отношение, ни смысл, ни гештальт, т.к. эти понятия предназначены для описания существующей, а не идеализированной реальности. Аллахвердов предлагает в качестве идеализированного объекта теории идеальный мозг, на который не наложено никаких ограничений по приему, хранению и переработке информации. Итак, если принять такую идеализацию, то предметом психологической науки является человек как идеальная познающая система. И вся психика либо инструмент познавательной деятельности, либо результат.