Обзор журнала «Методология и история психологии» (Тема выпуска - предмет психологии), страница 6

В отечественной же психологии вопрос об онтологическом статусе психических явлений всегда находился в центре научных обсуждений. Обсуждения обеспечивали развитие единого теоретического подхода к исследованию психики, который исходно строился как «культурно-исторический подход», а позднее получил теоретическое обобщение в рамках деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. Онтологическую сущность психических функций составляют способы ориентировки животных организмов в окружающем мире. Для их исследования может быть с большой пользой использован и информационный подход.

«О концепции предмета психологической науки» И.А.Мироненко

Автор в своем видении проблемы разработки концепции предмета психологии исходит из необходимости решения двух задач: 1)интеграции направлений и школ в структуре единой мультипарадигмальной психологической науки; 2)сохранения психологией статуса науки, что требует размежевания с вненаучными формами психологического познания.

Определение предмета психологии должно быть достаточно широким и не должно основываться на постулатах, принятых в одной из школ и для других неприемлемых. Поведение, деятельность, мозговые механизмы, сознание, бессознательное - это та база, основа, из которых сложилась современная психология. Но ни одно из этих понятий не может рассматриваться как общий предмет психологии, потому что ни одно из них не позволяет интерпретировать и интегрировать достижения научной психологии.

В настоящее время российские психологи обращаются к понятию души как общетеоретической категории психологии. Многие авторы убеждены, что введение категории души позволит решить все методологические проблемы современного развития науки и немедленно приведет нас к процветанию. Удивительно, что это не вызывает возражений, а только высказываются сомнения по этому поводу. Но почему же душа не может стать решением самой актуальной проблемы?

понятие «душа» не более определено, чем содержание понятия психики, т.к. оба этих понятия сами требуют определения.

Душа уже считалась предметом психологии.

Душа не является специальным научным психологическим термином, а употребляется, например, в религии. И введение этого понятия, во-первых, приведет к засорению науки ненаучными понятиями, а во-вторых, оскорбит чувства верующих.

Итак, определением предмета психологии может быть только эмпирическое определение, отражающее феноменологию общего предмета исследования, объединяющего различные по теоретическому его осмыслению школы. Разработка концепции предмета психологической науки сегодня должна идти в направлении осмысления и уточнения феноменологии психической реальности. Необходимо в разработке концепции предмета психологии перейти от споров о том, какое из предлагаемых определений является наиболее истинным, обоснованным, к обсуждению соответствия предлагаемых эмпирических описаний критериям научности. Дело в том, что проблема предмета психологии - центральная методологическая проблема всей психологии. Именно с разногласий о предмете науки в 70-х годах 19 века начался кризис психологии, на протяжении которого мировая психология находилась в состоянии раздробленности, развивалась в контексте отдельных относительно независимых школ, в отсутствии единой теории.

«Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука» Н.И.Чуприкова

В статье обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания природы психики как функции мозга, состоящей в отражении объективной действительности и регуляции на этой основе поведения и деятельности животных и человека. Автор утверждает, что на таком тезисе о психике может быть построено единое начало всей психологической науки.

В статье представлена попытка построения системы основных сложившихся в истории философской и психологической мысли понятий общей психологии, которая согласована с теорией функциональных систем П.К.Анохина. Итак, что же должно найти отражение в психике, чтобы поведение было адаптивным, а деятельность успешной? Должны быть отражены:

1.предметная деятельность (за счет ощущения, восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания);