Место психологии в системе наук. Сравнительный анализ научной и житейской психологий

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Домашняя работа №1

1)  Место психологии в системе наук.

2)  Отрасли психологии (критерии выделения отраслей).

3)  Научная психология и житейская психология (сравнительный анализ).

1)Психология занимает ключевое место в системе наук. Развитие различных наук зависит от человека, его личности, его способов мышления, особенностей восприятия им окружающего мира. Вследствие этого, психология, изучающая человека с этой стороны, является основным звеном в развитии других наук, как физика, кибернетика, химия и др.. Все науки имеют некую взаимосвязь между собой, а основным связующим звеном является человек, в той или иной мере, действующий на объекты, изучаемые различными науками, а психология изучает человека. Таким образом, психология, как наука о психической деятельности человека находится в центре системы наук. Выдающийся советский ученый Б. М. Кедров в своей классификации наук выделяет психологию как самостоятельную науку и помещает ее в центр между философскими, общественными и естественными науками.

2) Отрасли психологии.

В современном мире существует огромное количество различных наук, но все эти науки объединяет одно – в той или иной степени их предметом изучения является человек. Психика человека является основным предметом изучения психологии. Следовательно, для других наук психология является неким источником знаний о человеке, которые помогают им развиваться. Появляются новые науки, новые отрасли наук и вместе с ними в тех же областях развивается и психология. Можно выделить ряд отраслей психологии, которые изучают психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности, такие как инженерная, авиационная и др. Существуют отрасли психологии, изучающие особенности поведения человека в экстремальных условиях, такие как космическая психология, военная психология и др. Выделяют такие отрасли как зоопсихология (изучает психику животных),детская психология (развитие сознания и псих. процессов деятельности), социальная психология (человек в обществе), педагогическая(развитие личности в процессе обучения), патологическая психология (отклонения в развитии психики), юридическая психология (поведение участников уголовного процесса), математическая психология, психофизика и др.. Благодаря этому разветвлению и расширяющимся связям с другими науками о человеке, обществе и природе достигается высокая эффективность исследования человека в различных видах его деятельности и на разных этапах развития.

3)Сравнительный анализ научной и житейской психологий.

Каждая наука в качестве своей основы имеет житейский опыт людей. Все мы пользуются собственными знаниями о силе тяжести, трении, кипении, всем нам приходится считать(предметы, деньги), все мы выражаем свои мысли при помощи речи и т.д. Так и в психологии. Каждый из нас обладает запасом психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. Получение этих знаний происходит через свой личный жизненный опыт, или опыт близких, знакомых. Человек получает эти знания стихийно, и все они достаточно узкие, т.е. работают лишь в одном виде ситуаций. Сохраняются и передаются подобные знания через литературу, пословицы, песни и т.д. Психологические научные знания систематизированы, их получают в процессе научных исследований, сохраняются и распространяются эти знания через научные работы, соответствующую литературу. Научные знания проверены опытами и доказаны. Обычно имеют общий вид ситуаций, который рассматривает в себе подвиды во всех тонкостях. Научная психология рассматривает психическую деятельность человека намного глубже, чем житейская. Житейские знания помогают лишь в некоторых узких ситуациях, в отличие от научных. Кроме того научная психология рассматривает психику человека основываясь на знания других наук, что и помогает более точно раскрыть какую-либо проблему.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0