Экспериментальное изучение условных рефлексов у человека

Страницы работы

Фрагмент текста работы

образуют функционально-динамические системы, являющиеся также физиологической основой трудовых умений.

Как известно из элементарных лабораторных опытов, не подкрепляемый пищей условный рефлекс угасает, но не исчезает совсем.  Аналогичное можно сказать о людях, изучавших когда-то иностранный язык, но потом основательно забывших его вследствие отсутствия практики; несомненно, такому человеку легче при соответствующей практике вновь овладеть языком, чем другому, который будет изучать новый язык впервые.

Все это говорит о том, что в коре больших полушарий остаются следы прошлых раздражений, но, не подкрепляемые упражнением, они угасают (затормаживаются).

Образование условных рефлексов на одновременные и последовательные комплексные раздражители у детей.

Исследование условных рефлексов на сложные раздражители в павловских лабораториях началось уже в первый период изучения высшей нервной деятельности. Исследователей интересовали, главным образом, два вопроса: действенность отдельных компонентов сложного раздражителя и возможность дифференцировки сложных раздражителей, отличающихся друг от друга порядком следования компонентов.

Работ, посвященных исследованию условных рефлексов на сложные раздражители у человека, сравнительно немного. Экспериментальные исследования на эту тему проводились в лабораториях Иванова-Смоленского и Красногорского.

С последовательным комплексом по секреторно-двигательной методике работал Воловик (лаборатории Красногорского,1931). Его опыты показали, что при применении комплекса, состоящего из раздражителей разной силы, условный двигательный рефлекс быстрее всего образуется на наиболее сильный ингредиент комплекса. Слабые же компоненты последнего приобретают свойства раздражителя лишь путем постепенного упражнения.

Работы Фаддеевой (1930) и Пэн (1940) посвящены образованию условных двигательных рефлексов на последовательные комплексные раздражители и дифференцировки их от раздражителей с измененным порядком следования компонентов.

Во всех этих работах в качестве условных раздражителей использовались сложные непосредственные (первосигнальные) раздражители. Только Шастин (лаборатория Красногорского,1932) работал со сложными словесными раздражителями (предложением). Работа проводилась на одном испытуемом по секреторно-двигательной методике. Условный рефлекс вырабатывался на предложении «Красная лампа горит», после чего испытывалось действие отдельных компонентов, которые также вызывали условнорефлекторный эффект, но в разной степени. Наибольший условнорефлекторный эффект вызывало подлежащее («лампа»), наименьший — сказуемое («горит»). (Надо отметить, что предварительно у этого испытуемого вырабатывался условный рефлекс на непосредственный раздражитель — зажигание красной электрической лампы, что могло как-то определить результат действенности отдельных компонентов).

Обобщая результаты исследований условных рефлексов на сложные раздражители у детей, можно сказать следующее.

1) Испытание  отдельных  компонентов  одновременного сложного раздражителя показывает их действенность, хотя во второй сигнальной системе отражается реакция, главным образом, на сильный компонент.

2) В сложном последовательном непосредственном раздражителе точно так же наиболее действенным оказывается сильный компонент.

3) Отдельные компоненты сложного словесного раздражителя также вызывают условнорефлекторный эффект. Наиболее действенным компонентом в предложении (по данным

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Рефераты
Размер файла:
27 Kb
Скачали:
0