Предмет психологии. Развитие взглядов на предмет психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

№ 2. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Плюрализм.

Л.С. Выготский: «предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».

Существующее определение «Психология – наука о психике, психической реальности» - это тавтология и вообще ужас. Единственное, что хорошо, - это то, что признаётся существование особой реальности, которая м/б изучена при помощи научных методов. 

1. Душа как предмет психологии.

Изначально психология развивалась в русле философии, как «наука о душе». Первые представления о душе были связаны с анимизмом. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Досокpатики: Фалес - вода - начало вещей. Пифагоp - в основе лежит число, и дyша есть гаpмония т.е. числовое соотношение. Демокpит – матеpиалист, все считал состоящим из атомов, рассеянных по всему телу, по своей сути это атомы огня.

Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Поворот от материалистического натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих.

Платон: душа сущ-ет прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ мировой души (абсолютная идея). Мир идей и мир вещей.  Душевные явления подразделяются П. на разум, мужество (типа воля) и вожделение (типа мотивация). Разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придаёт целостность душевной жизни чела.

Аpистотель – «основатель психологии», написал pаботу «О дyше». Душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой пов-я чела явл-ся стремление (внутр активность орг-зма), сопряжённое с чувтсвом удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений – память. Мышление – составление общих понятий, суждений и умозаключений. «Животная дyша» - аффекты, воспоминания и пp. «Разyмная дyша» - пpисyща только человекy - это pазyм и воля.

2. Явления сознания как предмет психологии.

Далее пpишел Декаpт и всех пpогнал - XII век. Cogito ergo sum и все тyт! Если можно сомневаться во всем, то нельзя сомневаться только в сyществовании «сомневалки», т.е. аппаpата мышления, сознания. Это новая эпоха в развитии психологического знания, хар-ся попытками осмыслить душевный мир чела без экспериментальной базы с умозрительных позиций (интроспекционизм!). На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность (самоочевидность), рефлексивность, интенциональность, субъектность.

Декарт говорит, что тело по своей природе всегда делимо, а дух неделим, но душа способна производить в теле движения – противоречие – зачатки психофизической проблемы. Декарт также заложил основы детерминистской концепции с её центр идеей рефлекса.

Лейбниц:  ввёл понятие о бессознательной психике. В душе чела непрерывно идёт скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций.

Спиноза:  нет особого духовного начала, оно всегда одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами (это уже материалистический монизм, см. психофизиол проблему). Закон ассоциаций: если чел тело подвергалось одновременно воздействию 2-х или > явлений, то душа потом, воображая, одно из них, вспомнит и остальные. С начала 17 в. Принцип ассоциаций становится ведущим в объяснении психич жизни.

Дж. Локк – ввёл термин «ассоциация». Душу рассматривал как пассивную, но способную к восприятию. Под воздействием чувственных впечатлений душа пробуждается, начинает мыслить. Ассоциация м/б пагубной, т. к. возможно неестественное сочетание идей. Противопоставить ей можно связи на основе разума.

К 18 в. ассоциация – всеобщий объяснительный принцип. Сформирована первая накукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоциативная психология.  Туда относятся: Гартли – учение о вибрациях, потом уже в 19 в.: Дж.-Ст. Милль, Бэн, Спенсер. Дж. Ст. Милль указывает на зависимость сознания в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок, и тем самым деятельность сознания сближается

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0