Системные описания в психологии по А.В. Петровскому и М.Г.Ярошевскому. Психические явления, рассмотренные К.К.Платоновым

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Системные описания в психологии.

Оглавление

Введение. 1

Системные описания в психологии по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому. 2

Системные описания в психологии по В. А. Ганзену. 4

Системные описания в психологии по К.К. Платонову. 6

Психические явления, рассмотренные Платоновым. 7

Сознание по К.К. Платонову. 7

Личность по К.К. Платонову. 8

Деятельность по К.К. Платонову. 10

Вывод. 10

Список используемой литературы. 10

Введение.

Мир, в котором мы живем, един, и все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Но в мире все разнообразно и неравномерно. Неравномерность энергии, информации и вещества обуславливается процессом группирования единиц (частиц, молекул) и обособлением этих групп. Это указывает на доминирование интеграции над дезинтеграцией. Это наблюдается на всех уровнях организации живой природы, поэтому, этот принцип может являться одним из оснований системного подхода.

Системный подход – один из самых важных методологических принципов науки и практики. Системное описание -  представление информации об организации сложного объекта, о его составе, структуре, функциях. В психологии, как и в любой науке, системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленную информацию и опыт, повышать эффективность научных исследований и обучения, формулировать научные гипотезы. Системный подход в психологии является главным инструментом для описания психических явлений.

Большой вклад в эту область внесли: В. А. Ганзен и его работа «системные описания в психологии» 1984 год, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский «История и теория психологии» 1998 год и К. К. Платонов «О системе психологии» 1972 год. Каждый из них по-своему подходит к систематизации базовых психологических понятий.

Системные описания в психологии по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому.

В 1971 г. М.Г. Ярошевский ввел понятие «категориальный строй психологической науки». Категориальный строй представляется, как совокупность базовых категорий и отношений между ними. Введение категориального строя как фундамента, на котором выстраиваются основные психологические понятия, имеет большое значение. В психологии, как и во всех науках, категории являются наиболее общими и фундаментальными определениями, которые охватывают наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. Психологических понятий достаточно много, психологи пытались выделить те, на которых можно построить систему, т.е. взять их за основу и строить категории более высокого порядка – метапсихологические категории (по А.В. Петровскому). Например, в то время как базисными категориями являются: «образ», «мотив», «действие», к «метапсихологическим категориям» могут быть отнесены, соответственно, «сознание», «ценность» и «деятельность».

Ярошевский выделят следующие базисные категории в психологии: образ, действие, мотивация, общение, личность. Петровский рассматривает и другие базисные категории и расширяет их за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии.

Ряд соответствий между базисными и метапсихологическими категориями по Петровскому: образ – сознание, мотив – ценность, переживание – чувство, действие – деятельность, взаимоотношения (интеракция, взаимодействие) – общение, субъект – Я, ситуация – предметность.

Петровский раскрывает связь метапсихологической категорией и базисной через ее связь с другими базисными категориями. Метапсихологическая категория представляет собой развертку скрытых связей между базисными категориями.

Образ - Сознание. Сознание  это прежде всего знание субъекта об окружающем мире и самом себе. Категория образа, созданная исследовательской мыслью, является формой и инструментом ее работы (как и другие категории)

Мотив - Ценность. Мотив - то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию, мотивы поведения говорят нам о ценностях человека

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
35 Kb
Скачали:
0