Категории психологии. Принципы и законы. Основные принципы психологии. Единая теория психических процессов

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Семинар 1.

Категории психологии. Принципы и законы.

1.  Базисные понятия психологии.

1971г. – понятие о категориальном строе психологии, т.е. о необходимости ввести базисные понятия, на которые будет опираться психология. Ярошевский М.Г.

Необходимость возникает в связи с нестыковкой, разногласиями между школами, которые в качестве базисных понятий используют различные понятия. (пример: главное: деятельность, нлавное: бессознательное, главное: поведение и пр.)

Возникает необходимость выделить базисные понятия, на которые будет опиратьсялюбая теория.

Ярошевский предлагает следующие понятия:

Образ (Ананьев, Рубинштейн)

Мотив

Действие

Отношение

Индивид

Переживание (Василюк)

На основе их надстраиваются метафизические понятия:

Сознание (Выготский, Рубинштейн,  Ананьев)

Ценность

Деятельность

Общение (Ломов)

Я (Ананьев, Кон)

Чувства (Рубинштейн)

В последнее время относят и категорию субъекта (Ананьев, Рубинштейн, Узнадзе). Смысл в том, что благодаря ее введению по новому начинают выглядеть отношения, т.к. в центре бытия становится действующий активный субъект. Человек рассматривается как интеграция.

2.  Принципы психологии.

Принципы – базовые положения, лежащие в основе науки, на которых строятся психологические исследования и происходит развитие.

1.  Принцип единства сознания и деятельности

2.  Принцип развития

3.  Принцип детерминизма

4.  Принцип системности

5.  Антропологический принцип

Виды деятельности

1.  Общение (введено Ломовым)

2.  Игра

3.  Учение

4.  Труд

Образ мира

Кинетический и функциональный анализ

Деятельность имеет цель. Это форма активности, направленная на удовлетворение определенных потребностей, т.е. на цель.

Действие.

Сенсомоторная форма, соединяющая ощущения с ответным мышечным действием организма. Целесообразная реакция организма.

Категория образа. 

Образ несводим не к физическим, не к психическим процессам.

2 разряда псих образов – сенсорный и умственный (Ярошевский)

Образ – представление о душе и сознании, представлена реальность.

Образ чего? Отношение образа к оригиналу. Отражение объекта, предмета, события.

Ощущение –

·  есть образ явлений внешнего мира

·  Ощущение как образ, объект реальности существует независимо от человека

·  Существует как объективный образ

·  Практика

Относится к предметам объективной действительности.

Формирование образа - сложный процесс, со временем образ становится все точнее, повышение уровня адекватности предмета. В зависимости от цели деятельности происходит реконструкция образа.

Процесс не является монотонным, происходят конфликты.  Роль устранителя противоречий, принадлежит деятельности субъекта. Формирование образа  - субъективный процесс, хоть и отражает объективную реальность.

Зависимость образа от целей, мотивов, установок; формируется на базе опыта. Для изучения образа методов кратковременных проб недостаточно

3 уровня образов

Сенсорно-перцептивный уровень

Базовый, формируется на начальных ступенях  развития на базе органов чувств

Уровень представлений

Ощущение восприятий возникает при контакте; при восстановлении, представлении является вторичным образом предмета

На этом уровне появляются образная память, воображение

На этом уровне появляется абстракция; предмет обособляется от фона, возможность оперировать с объектом независимо от фона; некоторые признаки предмета редуцируются, усиливаются, изменяются.

Симультанирование сукцессивного ряда 0_0 (последовательное считывание инфо, но сам образ – нечто единое)

Вербально-логическое мышление

Уровень понятийного отражения

Субъект оперирует понятиями, логическими приемами. Разрываются рамки индивидуального опыта, ориентируется на опыт общества в целом

Образная, понятийная форма должны противопоставляться, он на деле они идут «бок о бок»

Только 1 уровня недостаточно, чтобы сформировать образ; образ становится образом, когда чувственная ткань сливается с его семантикой

Образ, регулирующий деятельность, многомерен, включает в себя ряд уровней. Ведущая роль в составлении образа принадлежит зрительному восприятию.

Категория сознания.

Леонтьев – закономерный процесс, особая форма психики, именно то, что отличает челка от животного

Может существовать при наличии языка, только при наличии трудовой деятельности.

Изначально сознание воспринимается в форме психического образа, и только затем начинает отражать действительность.

Выготский: Сознание определяет бытие.

Рубинштейн: Бытие определяет сознание.

Индивидуальное сознание невозможно без общественного сознания, в котором формируется язык.

Выготский, основываясь на сознании, говорит о ВП функциях.

Сознание – знание субъекта прежде всего о самом себе, об окружающем мире.

Категория деятельности.

Деятельность – особая форма активности, которая выражается в творческом преобразовании окружающей среды, направлена на познание, взаимодействие с окружающей средой.

Внешняя деятельность, внутренняя. Предметная деятельность – направлена на предмет, для удовлетворения потребностей. Но: существуют спонтанные проявления активности, они не являются деятельностью, это формы поведения (при прогулке сорвать лист)

Д опосредована ВПФ (для человека).

Д: действие и операция.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
61 Kb
Скачали:
0