Категории психологии. Принципы и законы. Основные принципы психологии. Единая теория психических процессов, страница 10

·  Неожиданное изменение контекста.

·  Неожиданное изменение закономерности

·  Вероятностное ожидание

Понятие личности

1.  Природный индивид (субъект)

Индивидные характеристики:

·  Пол

·  Возраст

·  Темперамент – опирается на работу НС, индивидуальные характеристики человека, характеризующие динамику и энергетику протекания психических процессов

·  Потребности. Потребности и темперамент являются основой для формирования задатков

·  Задатки как основа способностей

2.  Социальный субъект

Индивид, который воспринял нормы общества и и начинает вписываться в социум.

Первое рождение индивидуальности – приспособление к предъявленным нормам.

Феномен «горькой конфеты»

Эмоциональный интеллект. ЭИ – способность человека приспосабливаться к жизни общества, способность контролировать эмоции

3.  Н-й субъект

Опирается не на природные, не на социальные требования, а на себя. Преодолевает социальные и природные нормы

Субъект деятельности

Индивидуальность

1.

2. Социальный статус. Система целостно-мотивационных ориентаций и предпочтений. Устойчивый характер.

3. какой выбор человек делает относительно вида деятельности.  Насколько успешен в этой деятельности и пр.

4. Интегральная характеристика человека – своеобразие природных характеристик, личностные проявления и т.д. + их интеграция.

Системный кризис психологии

Когнитивный и социальный аспекты кризиса. Прежде всего когнитивный кризис в психологии. В первую очередь это касается психологии.

Основные симптомы:

I.

1.  Отсутствие единой науки

2.  Дефицит устойчивого знания

3.  Множество альтернативных моделей изучения психологии

II. Углубляющийся раскол между теорией и практикой

III.  Конкуренция со стороны паранаук, возникновение пограничных систем знания. Кризис естественнонаучности.

Растущие претензии психологии, направленные на то, чтобы стать естественной наукой. В психологии отсутствуют правила построения знания. Существует множество школ, которые представляют собой «государство в государстве». В 70-е годы появилась надежда на единую психологию. Теория казуальной атрибуции и справедливого обмена.

Современная психология представляет собой «мозаику». Методологи пытаются объяснить это особенностью психологии, опираясь на теорию Куна. Кун высказывает мысль о трех возможных позициях о статусе психологии:

1.  Допарадигмальная область знаний.

2.  Мультипарадигмальная наука.

3.  Внепарадигмальная наука.

В настоящее время преобладает третья позиция.

Нарастает ощущение общего кризиса, в т.ч. и в психологии, и в естественных науках. Происходит переосмысление критериев научности знания. Все больше осознают ценностную нагруженность и субъективную обусловленность результата познания. В естественных науках происходит деуниверсализация западных наук. Западная наука построена на принципах позитивизма.

Мифы позитивизма:

1.  Научное знание базируется на твердых эмпирических фактах.

2.  Теории выводятся из фактов, факты – из причины.

3.  Наука развивается постепенно, посредством накопления фактов.

4.  Поскольку факты формируют знание, они независимы от теории и имеют самостоятельное значение.

5.  Теории выводятся из фактов рациональной индукции

6.  Теории принимаются или опровергаются на основе проверки эмпирическим опытом.

В действительности:

1.  Теории обладают независимостью от фактов, даже сами определяют, что считать таковым

2.  Теории принимаются или опровергаются на основе социальных обстоятельств.

3.  Научное знание не всегда строится на индукции, зачастую у ученого происходит инсайт, под который он подбирает факты.

4.  Процесс познания испытывает большое влияние познающего субъекта.

Рубинштейн «О мышлении и путях его исследования» - Мыслительные операции

Аллахвердов. «Сознание как парадокс» Примеры эмпирических фактов, которые иллюстрировали бы основные его идеи.