Категории психологии. Принципы и законы. Основные принципы психологии. Единая теория психических процессов, страница 3

·  планирование и организация совместной деятельности индивида и коллектива,

·  познание людьми друг друга,

·  формирование норм морали и принципов человеческого общения,

·  развитие межличностных отношений,

·  воспитание коллективизма,

·  разрешение потребностей чувственной и эмоциональной жизни людей и т.д.

Нормы – результат договоренности.

Категория ценности.

Ценность – мотив, который в процессе самоопределения рассматривается и переживается индивидом как собственная неотчуждаемая часть, что образует основу персонализации субъекта в общении. (Ярошевский)

Ценность как элемент культурной динамики. Связано с понятием «ценностная ориентация»

Ценность как объект, или атрибут объекта; как индивидуальное образование; ценность как эталон.

3 понятия ценности: 1) как общественные идеалы, 2) социальное – концентрированное выражение опыта группы, 3) личностное - предметное воплощение ценности происходит лишь посредством деятельности людей. Эта категория в большей степени социологическая.

Ценность очень схожа с мотивом, только посредством ценности индивид персонализируется. Категория ценности неотделима от базисной категории отношения. Человек при общении открывает свои ценности, без отношений – это невозможно.

Категория субъекта.

Тесно связана с категорией сознания и категорией деятельности. Субъект – носитель активности.

Способность человека быть инициирующим началом, первопричиной своих отношений с миром, с обществом, быть творцом своей жизни, создавать условия своего развития, преодолевать деформации собственной личности и т.д.

Конспект: соотношение понятий индивид, индивидуальность (Ананьев); все определения в словарь, ссылки на авторов; по 2 категории выбрать и найти примеры из худ. литературы, которые иллюстрируют эти категории; систематизация у Петровского, Ярошевского – посмотреть, понять логику.

Ганзен «Системные описания в психологии» - знакомство с его попыткой систематизации

Платонов «О системе психологии»  -||-


3.03.2009

Основные принципы психологии:

1.  Принцип детерминизма – принцип зависимости явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма в психологии предполагает рассмотрение психики человека и важнейших ее характеристик в зависимости от порождающих их условий, коренящихся в бытии человека(как внешних, так ивнутренних).

2.  Принцип единства сознания и деятельности – деятельность рассматривается как фактор, порождающий, но неотделимый от сознания. Деятельность порождает сознание, формирует, развивает его.  Другая точка зрения: Налимов «Спонтанность сознания».

3.  Принцип развития: рассмотрение психики, сознания в непрерывном развитии, в послед прохождении эпох, фаз, стадий, становление сущностных характеристик рассматривается в соответствии с этими стадиями, периодами, эпохами.

4.  Антропологический принцип – в свете этого принципа психическая жизнь человека – есть предмет психологии, рассматривается как многоуровневая система организации психических явлений неотъемлемо от различных сторон сущностной природы человека. 

5.  Принцип системности – необходимость рассмотрения психики сознания личности как систем, развитие этих систем происходит благодаря системообразующим факторам; какой факт является ведущим, зависит от того, как мы в данный момент рассматриваем психику. Сама личность также может рассматриваться как система. (Б. Ломов – о принципе системности).

У Рубинштейна больше базовых принципов.

Проблема закона в психологии

Долгое время наука основывалась на том, что существуют закономерности между реальностями; ее задача была их найти и открыть. Дж Хорган «Конец науки»

Речь идет об устойчивых связях и отношениях, если постоянно повторяются – значит, это закон.

Предмет изучения психологии субъективен и индивидуален, но, тем не менее, психология претендует на установление некоторых законов.

Раскрывая закон как тенденцию, психология неизбежно обращается к категориям возможного и действительного. Пример: соотношение между задатками и некоторыми развитыми способностями. Выготский: если развивать заложенные способности, они будут развиваться быстрее и плодотворнее; есть и другая точка зрения: оставить человека в покое.