Категории психологии. Принципы и законы. Основные принципы психологии. Единая теория психических процессов, страница 2

Выделяют категории (виды) д: игра, учение, труд.  Ломовым введен еще один вид: общение.

Категория действия.

Действие – процессы поведения, направленные на цель, которые поставил субъект.  Важный признак действия – предметность.

2 направления в трактовке действия:

·  Предмет психологии сознание: действие – проявление его моментной активности (сознания)

·  Категория действия – телесно-психическая

Соотношение деятельности с действием

Действие – единица деятельности; в процессе деятельности человек ставит себе цели, действие всегда имеет цель.

Взаимопереходы между различными уровнями в деятельности: при определенных условиях деятельность можно рассматривать как действие, и даже как операцию; и наоборот.

Категория переживания.

Необходимость введения в категорию деятельности категории переживания.

Обретение осмысленности на уровне сознания. Установление смыслового соответствия.

Переживание - восстановление возможности реализации. Продукт переживания – смысл, осмысленность. Переживание нельзя назвать психологической функцией.

Переживание – особая деятельность, особая работа по перестройке психического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни.

В первую очередь, этот процесс происходит в сознании.

Категория чувства.

Эмоции – некая кратковременная реакция, кратковременное отношение к тому, что происходит. Эмоциональная реакция – 3 составляющих: физиологический сдвиг в организме; экспрессивная поведенческая реакция, проявляющаяся в мимике, жестах; субъективный компонент переживания, субъективный компонент отношения к чему-либо.

Чувства - устойчивые образования, формирующиеся на основе нескольких эмоций, могут содержать в себе не только эмоции. Чувства - яркие проявления личности человека. Содержание чувств показывает отношение человека к окружающему миру.

Чувства носят предметный характер, их вызывают факты действительности, к которым формируется отношение человека.

Высшие чувства – неизменные эмоциональные проявления личности; индивидуальные, проявляются в той или иной степени. Классификация: нравственные, индивидуальные, эстетические.

Сознание и чувства: попытка осознать свое чувство и поступить в соответствии с ним. Чувства являются составляющей сознания.

ЕСТЬ ЛИ ЧУВСТВА У ЖИВОТНЫХ?

Категория мотива.

Направлена на сохранение организма как системы. Мотив – как с биологической точки зрения, как и мотив на изучение среды.

Когда мы говорим о мотиве, мы говорим об источнике активности. Это могут быть и потребности, и внешние ситуации, воздействия.

Индивид.

Человек как единичное природное вещество; отдельный представитель человеческой общности. Проявляет активность.

Характеристики: пол, возраст, темперамент, особенности конституции тела, органические (природные) потребности.

Индивид – отдельный представитель человеческой общественности, выходящий за рамки своей ограниченности. Социальное существо, использующее знаки для установления взаимосвязи между собой и окружающим миром.

Категория «Я».

«Я» - результат выделения самого себя из окружающей среды.

Я: экзистенциальное; категориальное.

Экзистенциальное «я» - взаимодействующее с обществом, объект; «как оценивает меня общество»

Категориальное «я» - субъект.

Формируется на основе деятельности.

У.Джеймс выделяет:

1. Физическое «Я» - все, что человек считает своим, его окружение.

2. Социальное «Я» - совокупность отношений, ролей с людьми, с группой.

3. Чистое «Я» - не зависит ни от физического, ни от социального мира, это внутреннее самоощущение, которое роднится с общечеловеческой культурой, человеческой душой и пр.

Категория общения.

Ломов. Общение – формирование людьми друг друга как общественных субъектов. Общение – не отд.категория, а «отросток» деятельности. Развивается и проявляется система субъект-субъект. Общение складывается в зависимости от того, с какими людьми мы общаемся. Отличие от категории деятельности: в последней формируется связь субъект-объект.

Функции общения: