Психолого-педагогическая характеристика коллектива 9 класса, состоящего из 19 учеников (на примере 9 «В» класса СШ № 19 г. Гомеля), страница 4

Общая оценка деятельности коллектива ниже среднего. Это связывается с тем, что класс полностью не сформирован и очень пассивный.

Трудовая деятельность класса изучалась путем проведения психологической методики по изучению профессиональных предпочтений класса. В результате проведения методики выяснилось, многие дети хотят, чтобы их будущая профессия была связана с техникой (это в основном мальчики). Пять из 19 опрошенных сделали свой выбор в пользу наиболее  предпочитаемых сегодня (в ВУЗах) профессий: юрист, врач, программист, экономист. Это дети из семей со средним уровнем достатка, но твердой уверенностью в том кем хотят быть.

По результатам психологической методики по Климову: 30% класса отнеслись к профессии типа «человек-природа», 15% класса - «человек – художественный образ», 30% класса - «человек-человек», 25% класса - «человек-техника». Многие мальчики хотят связать свою будущую профессию с автомобилями.

Большая часть класса не определилась в том, кем же быть. Однако выяснилось, что у большинства мальчиков это будет «техническая» специальность, а у большинства девочек – «человек-человек».

IVРабота студента – практиканта с коллективом класса в период практики.

В период практики в 9 «В» классе  я провёл 3 внеклассных воспитательных мероприятия. «Компьютер: за и против» - это мероприятие я провёл первым. На нем присутствовало 12 человек (остальные, либо ушли на секции, либо просто домой). Все прошло очень хорошо. Заранее к мероприятию готовиться было не нужно. Но ребята показали достаточно хорошие знания о компьютере, на предложенные ситуации ребята давали свой вариант действий, меня удивило, что даже самые как казалось недисциплинированные и эпатажные ребята в виртуальных ситуациях проявили себя как нельзя с лучшей стороны. Я думаю, что когда они перерастут этот возрастной этап и поймут, что для того чтобы привлечь к себе внимание не нужно специально делать пакости, из них может сформироваться устойчивая, положительная личность. Во время мероприятия я разделил класс на 2 команды (не по их желанию, а случайно, мне хотелось посмотреть, как ребята будут себя вести по отношению друг к другу в команде и между командами). Оказалось, что учащиеся, относящиеся к враждующим «малым» группам, оказавшись в одной команде, сплотились, уважительно общались друг с другом. По отношению к соперникам грубых высказываний и негативных замечаний не было.

Второе мероприятие «Суд над курением: за и против». На нем присутствовало 10 человек. Мероприятие прошло опять очень хорошо. Заранее к мероприятию готовиться было не нужно. Но ребята показали достаточно хорошие знания о вреде табакокурения, на предложенные ситуации ребята давали свой вариант действий. Во время мероприятия я разделил класс на 2 команды по их желанию, и они отстаивали каждый свою точку зрения.

Третье мероприятие – «Экскурсия в музей». Была посещена историческая часть музея Паскевичей-Румянцевых. Это мероприятие показало, насколько класс стал дружнее. Можно сделать вывод что по итогам 3 мероприятий ребята научились ценить один одного, принимать и оказывать помощь друг другу. Самое же главное – во время мероприятий стиралась грань между отверженными и остальным классом. Многие ребята, которые не могут себя проявить в учебной деятельности, активно себя проявили во внеклассной.

Наблюдения на перерывах показали, что дети общаются на равных, не принимают всерьез некоторые высказывания от отстающих и вредных мальчиков, возникшие конфликты выясняют криками, но никогда дракой.

V. Основные выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом.

В ходе изучения классного коллектива не было выявлено серьезных проблем, но все же имеется ряд вопросов, на которые стоит обратить внимание.

Важнейший недочет в классе – это то, что у них нет сплоченного коллектива, и что они и не пытаются быть сплоченным, и создают в своем кругу отверженных.

Классу нужен хороший организатор, так как классному руководителю одному не справиться.

Классному руководителю необходимо проводить работу с классом, направленную на улучшение культуры поведения, стимулирование учебной деятельности отстающих учеников. Нужно вовлекать детей в разные виды деятельности, усиливать их интеллектуальное развитие и предпринимать для этого все усилия.

Необходимо проводить работу по профессиональной ориентации. Для еще большей сплоченности класса нужно проводить классные и информационные часы, экскурсии и другие мероприятия.

Основным недостатком класса является пассивность, в том числе и к отдельным предметам, в основном из-за учителя.