Психолого-педагогическая характеристика коллектива 9 класса, состоящего из 19 учеников (на примере 9 «В» класса СШ № 19 г. Гомеля), страница 3

По уровню интеллектуального развития учащиеся имеют довольно посредственные показатели для своего возраста.

В классе есть средне успевающие ученики, и стремящиеся повысить свою успеваемость. Другие ученики также помогают им, а учителя дают им индивидуальную работу. Наиболее успевают ученики по физической подготовке.

Уровень успеваемости в классе средний. Значительное большинство оценок это 5,6,7. У отдельных учащихся таких как Окушко Е., Потапенко Е., основная оценка 8 – 9. Выделяются ученики – Мельников А., Филипченко Д., Шашкова А., и др. у которых низкий уровень успеваемости. Их средние оценки 4-5 баллов (по некоторых предметах даже 3 балла). Их низкий уровень успеваемости связан с отсутствием потребностей к учебе.

К учебе класс в целом относится нормально, но отношение к учебной деятельности не в меньшей степени зависит от личности учителя. Если учитель с уважением относится к ученикам, может их заинтересовать, то ребята с удовольствием посещают учебные занятия. У учителя и учеников возникает взаимопонимание. Из всех предметов учащимся больше всего нравится следующие: география, белорусский язык и литература, химия, физкультура. Кроме уроков учащиеся посещают факультативы. Новый материал на уроке усваивают не все. За годы учебы у учащихся сформировались определенные умения и навыки, которые определяют особенности познавательной деятельности учащихся.

Во время проведения и посещения уроков, не было отмечено ни каких особых проблем с дисциплиной. Но стоит отметить, что этот класс вообще большинство учителей считают спокойным в плане дисциплины по сравнению с другими классами. Учащиеся активно отвечают на уроках, подсказывают друг другу, но когда учитель делает им замечания, они успокаиваются и сидят спокойно, ну хотя бы некоторое время.

Интересы к учебе есть не у всех учеников. Те ученики которые имеют оценки 8 - 9, т. е. лучшие ученики класса действительно имеют сильный интерес к учебе, они уже знают кем хотят быть в будущем (определились с выбором профессии). Но есть и такие учащиеся, которые  не имея достаточных знаний, «требуют», «выпрашивают» высокие оценки. Получается, что у многих детей доминирующим мотивом к учебе является боязнь реакции родителей на низкие оценки.

Внеурочная деятельность

Форма проведения воспитательной работы, практикующаяся в классе, очень разнообразная, включая предложения самих учеников. Во все виды деятельности дети идут с не желанием, хотя есть и некоторые, кому это интересно.

Основной ролью повышения разнообразной внеурочной деятельности учащихся является их совместная деятельность с классным руководителем, который оказывает большое влияние на выделение индивидуальных качеств каждого ученика.

Помимо занятий в школе, некоторые учащиеся ходят в кружки и спортивные секции.

Классный руководитель 9 «В» класса Захарова Е. А., учительница белорусского языка и литературы, оказывает большое влияние на класс, а также на межличностные отношения учеников. Она организует и реализует учебно-познавательную деятельность в классе, цели и задачи воспитания, направленные на развитие и формирование личностных качеств учащихся.

Классный руководитель проводит такую деятельность, которая развивает кругозор школьников, их умственные способности и творческие задатки, влияет на развитие сознательности, нравственности и культуры поведения. Всегда старается проводить интересные классные часы в виде диспута, давая предварительное задание детям для подготовки информации, которая бы интересовала всех в классе, старается каждый раз придать классному часу новый вид. При решении проблемы, к примеру, если кого-то обидели, она старается на примере других показать ту ошибку, которую сделал этот ученик. Активно работает с другими учителями и родителями при преодолении конфликтов и повышении эффективности обучения. Большое внимание уделяет интеллектуальному, нравственному и художественно-эстетическому развитию учащихся. Для этого проводятся мероприятия на интеллект, логику, посещают музеи, выставки.

Классный руководитель по повышению эффективности процессов обучения и воспитания постоянно проводит работу с родителями; проводит родительские собрания, звонит родителям, проводит диагностические беседы.

Трудовая деятельность.

В обязанности класса по трудовой деятельности в школе входит: дежурство по кабинету – вытирание доски, поливание цветов, дежурство по столовой – накрывать столы, проследить, чтобы были убраны все тарелки, протереть столы. К своим обязанностям ребята относятся хорошо.

Ребята активно работают на уроках, очень увлеченно выполняют задания, которые им были даны при условии, что они заинтересованы. После проведения практических работ учителя организуют просмотр работ, вместе с учащимися анализируют их достоинства и недостатки.