Психолого-педагогическая характеристика коллектива 9 класса, состоящего из 19 учеников (на примере 9 «В» класса СШ № 19 г. Гомеля), страница 2

Старостой является Юшкевич Н. Она формальный лидер. Неформального лидера выявить сложно, т. к. в классе существуют малые группы, да и мальчики и девочки конфликтуют. Классный руководитель Захарова Е. А. объясняет это их возрастом и тем, что коллектив новый, ребята еще не привыкли друг к другу. Но все же уж на данном этапе в этом еще новом коллективе можно распознать неформального лидера, точнее в данном случае их несколько. У девочек – Окушко Е., с мальчиками она не конфликтует. У мальчиков – Левенков М.. На мой взгляд он является самым «сильным» неформальным лидером. Во-первых к его мнению прислушиваются многие ученики, во-вторых это видно из социометрии. Максим и Елена имеют влияние на класс не только благодаря своим личностным качествам, но и благодаря своим поступкам. Это заметно как некоторые ученики слушаются их при решении проблемных вопросов и проведении внешкольных мероприятий. Соперничества между формальным и неформальными лидерами нет. Неформальные лидеры на класс оказывают только положительное влияние, стараются всегда решить возникшую проблему в классе, не обижают никого. Что же касается старосты – Юшкевич Н. – она спокойна, но несколько неорганизованна натура, имеет высокую самооценку, хочет иметь высокие оценки, имея при этом посредственные знания, в классе имеет мало друзей.

В классе очень мало “малых групп”, всего их насчитывается около четырёх, как среди мальчиков, так и среди девочек. Группы в основном состоят из 3-4 человек. Малых групп между мальчиками и девочками нет. Можно сказать, что все эти группы оказывают положительное влияние на формирование и развитие коллектива.

В классе около 5 человек изолированных или “отверженных”. Эти ученики в классе имеют нейтральное положение, но при посещении выставок, театров и т. д. некоторые ученики принимают активное участие. Учителя относятся к ним, как и к любому другому ученику, а в классе их не всегда замечают. Причиной их изолированности является скорее всего воспитание и то, что они недавно перешли в этот класс, либо они не могут пойти на контакт с другими учениками. Для преодоления изолированности нужно включать их в различные виды деятельности, чтобы они себя проявили.

По результатам социометрии к звездам можно отнести 4 человека: Левенкова М., Окушко Е., Потапенко Е., Медина А. Большинство звезд составляют актив класса. Ученики входящие в состав классного актива обладают качествами, которые присущи лидерам: ответственность, целеустремленность, уважение друг к другу и другим. Из наблюдений за учащимися можно сделать выводы, что к активу относятся с уважением. В классе нормальные взаимоотношения. Неформальных групп в классе нет. Но есть неформальные лидеры: Левенков М., Левенков С., Цибренкова Е., вокруг которых образовалась группы. Коллектив класса не достаточно сплочен, что подтверждает и классный руководитель.

Психологическая атмосфера нормальная. Ребята не проявляют агрессивности ни по отношению друг к другу, ни по отношению к учителям. В школе ребята не испытывают чувства тревожности. По результатам проведённой мною методики можно сделать следующие выводы – ребят с высоким уровнем тревожности в классе нет, в основном дети имеют средний уровень, и низкий (Левенков С., Потапенко Е., Юшкевич Н.).

По результатам социометрии изолированными в классе являются: Мельников А., Громов М., Романов А..

К числу слабо принимаемых относятся: Мельников А., Филипченко Д., Шашкова А.. Эти ребята не обделены вниманием. Они общаются со всеми ребятами класса. Им уделяется столько же внимания, сколько и остальным учащимся. Эти учащиеся не входят в актив класса, они являются членами класса.

Также выделяется 5 человек, которые относятся к предпочитаемым: Левенков С., Окушко Е., Потапенко Е., Медин А.. Эти учащиеся более тесно общаются друг с другом на уроках они все практические работы делают вместе.

Назвать класс сплоченным очень сложно. Причины: новый коллектив (многие дети плохо знают друг друга). Этот коллектив находиться в начальной стадии своего развития (в таком составе). Этот факт влияет на существование в классе малых групп, некоторые из них имеют между собой враждебные отношения, что проявляется в их общении, отношению друг к другу.

Психологическая атмосфера в классе нормальная. Т. к. враждующие группы не приносят свои негативные эмоции на остальных учеников класса.

На данном этапе развития у всех учеников класса сложились свои ценности, общие для них: это уважение к старшим, помощь друг другу в критических ситуациях, ответственность за доверенные им поручения.

III Коллективная деятельность учащихся.

Учебная деятельность.