Киевская Русь: государство, идеология, человек. Расцвет древней Руси. Угасание древнерусской цивилизации. Россия в новое время, страница 5

2.  римской

a.  от древнего Рима Византия восприняла идею почитания императорской власти, но не самой личности императора. В Византии не было закона о престолонаследовании и потому из 109 императоров Византии только 34 умерли своей смертью.

3.  эллинестической

a.  от элленистического мира Византия унаследовала идею обожествления императорской власти. Это проявилось в том что византийский император был всегда фактическим главой православной церкви. А константинопольский патриарх находился от него в политической зависимости.

  iv.   Такая конфигурация властей на христианском востоке блокировала воспроизводство хотя бы минимальной правовой традиции, т.к. управление обществом здесь основывалась не на законе, а на воле и капризе императорской власти.

3  Римско-католическая и византийская модели социально-исторического движения представляли собой соответственно западный и восточный полюсы развития древней Руси. С точки зрения культурноцивилизационной для Руси была бы предпочтительней 1 модель, но с точки зрения конкретного этапа этногенеза она оказалась для Руси опасной, т.к. западно-европейские народы и восточные славяне находились на разных уровнях этнического развития (первые на акматическом, вторые-на инерционном) и потому молодая западная Европа, обладая большим энергетическим зарядом, могла поглотить стареющую Русь. Не случайно с конца 11 века итальянское купечество и немецкое рыцарство рвались к берегам Днепра. С точки зрения конкретного этапа этногенеза для Руси оказалось выгоднее авторитарная, византийская модель, т.к. византийский и восточно-славянский этносы были ровесниками и, обладая одинаковым энергетическим потенциалом, являлись безопасными друг для друга при внешне-политических контактах. Однако цивилизационный выбор Руси осуществился не в одночасье; она на пути движения к мировым цивилизациям прошла ряд этапов:

a.  Время правления Владимира Святославовича (980-1015) когда в ходе христианизации Руси был задан провизантийский вектор её движения на уровне решения лишь первого лица.

b.  Время правления святополка 1 (1015-1019), который в борьбе за власть обратился за помощью к полякам и в первые на Русь из Польши пришло западное влияние.

c.  Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), при котором осуществлялся баланс прозападнической и провизантийской линии развития Руси. Ярослав был женат на дочери шведского короля, выдал замуж своих дочерей и женил 5 из 6 сыновей на представителях западных правящих домов. С другой стороны при Ярославе в Киеве и Новгороде были возведены софийские соборы, а софийский храм был главным в Константинополе. Повторное посвящение храма в честь богини мудрости подчеркивало единоверность Руси православной Византии, как равновеликой державе. При дворе Ярослава мирно уживались прозападническая партия, возглавляемая его старшим сыном Изъяславом (1054-1078) и Провизантийская партия, возглавляемая его младшим сыном Всеволодом (1078-1093).

d.  Время правления Святополка второго (1093-1113) это время торжества прозападной лини развития Руси, когда она была поставлена на грань распада.

e.  Время правления Владимира Мономаха (1113-1125) когда было созвано общерусское вече, где соборно была подтверждена приверженность Руси православной Византии

Таким образом,  окончательный выбор провизантийской линии развития Руси обусловил её расцвет во второй половине 10-середине 12 веков.

Этнический фактор

4. С рубежа 11 века восточные славяне перевели свои отношения с соденими народами

На суперэтнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск (аваров, печенегов, половцев). Но и вобрали в свою этническую систему м соседние народы. До рубежа 11 века имел место такой тип этноса как племя или племенной союз. Его характерными чертами были:

  1. отношение между людьми строились на кровнородственных связях.
  2. происхождение велось от мифического предка.
  3. в пелеменном сознании преоблаадло противопоставление(мы свои-они чужие)

с рубежа 11 века произошёл переход к новому типу этноса-народности, характерными честами которой были:

  1. общность территории
  2. общность языка и культуры
  3. зачатки хозяйственных связей
  4. подчинение единому государству (в частности киевской Руси), т.е. народность не только этническое, Но и социально-политическая общность.

Этот переход в конкретной исторической ситуации проявился в том, что с рубежа 11 века стали исчезать племенные самоназвания, на смену которым пришло понятие «русская земля» (древне-русская народность). Оно включало в себя финно-угров, балтов, некоторые тюрко-язычные племена и северо-кавказкие народы, при ведущем восточно-славянском этническом элементе. В результате образования большого этнического сообщества содействовало расцвету Руси.

  1. Духовный фактор

Был связан с обретением славянами своей письменности.

Возникновение письменности считается после появления у человека членораздельной речи информационной революцией. Первая письменность возникла в последней трети 4 тыс-я до н.э. (3300г) в Месопотамии, в начале 3 тыс-я до н.э. в  Др.египте, в середине 3 тыс-я до н.э. в индии.