Киевская Русь: государство, идеология, человек. Расцвет древней Руси. Угасание древнерусской цивилизации. Россия в новое время, страница 3

  1. Из этих двух направлений Владимир в 988 году выбрал православие, в силу ряда причин:
    1. Федеративный принцип построения православной церкви в наибольшей степени соответствовал соборному характеру древнерусского государства. Более того, идея православия о самостоятельности национальных церквей была залогом обеспечения государственной независимости Руси.
    2. В католической средневековой западной Европе имел место приоритет высшей духовной власти над светской. Такая конфигурация властей не устраивала Владимира, устремившегося к повышению престижа великокняжеской власти.
    3. На выбор православия в конечном итоге сказались не решения князя, а действие принципа, на основе которого строиться отношение, как между отдельными людьми, так и целыми народами. Это принцип комплиментарности, т.е. подсознательного ощущения симпатии или антипатии. При выборе православия Русью стрелка компаса общественного сознания и психологии восточных славян, покрутившись в мировом историческом пространстве, остановилась в направлении православной Византии, т.к. византийский и восточнославянский этносы были ровесниками и у них сложились давние и прочные экономические, политические и культурные контакты.

Христианизация Руси имела неоднозначные результаты:

  1. с одной стороны она сообщила ей соединяющие и цивилизующие свойства.
    1. Цивилизующая отражает то, что Русь через Византию вошла в сообщество мировых цивилизаций. Из Византии на Русь пришли письменность, книжность, архитектура, иконопись, и другие пласты духовной культуры
    2. Объединяющая роль православия проявилась в том. Что на его основе были объединены 5 этносов, проживавших на территории восточно-европейской равнины и прилегающих регионах (восточные славяне, финно-угры, балты, некоторые турко-язычные племенами северо-кавказские народы). одновременно были объединены их хозяйственные уклады и образы жизни (оседлое земледелие, кочевое скотоводство и бродячий промысел).
    3. с другой стороны сближение Руси с Византией отдалило её от католической западной Европы, которая с 13-14 веков становиться передовым регионам мира, а Византия с начала 13 века пошла под свой исторический уклон и Русь оказалась одинокой в мировом историческом пространстве. Самым негативным последствием оказалось то, что в отечественной истории обозначились первые элементы социального раскола, т.к. крещение Руси осуществлялось не как спонтанное движение масс, а как решение князя, причём навязываемое сверху, зачастую силой. В результате в менталитете древнерусского человека стал складываться такой феномен как двоеверие, т.е. одна часть сразу же приняла христианство, а другая ещё длительное время находилась в плену языческой традиции.

 Таким  образом, начальные этапы движения отечественной истории свидетельствовали о его межцивилизационном характере.

Вторая тема лекции:

План:

1  расцвет древней Руси

2  угасание древнерусской цивилизации.

Во второй середине 10-12 веков имел место цивилизационный взлёт Руси, вызванный рядом факторов:

1  экономический: на территории восточно-европейской равнины протекали две основные водные магистрали: волжский и волховско-днепровский пути. До середины 10 века ведущая роль принадлежала первому пути, На котором располагались соседние по отношению к киевской Руси государства (волжская булгария и хазарская держава). в 964-967 годах в ходе военный походов князя Святослава была значительно ослаблена волжская булгария и разгромлена хазарская держава. После этих событий центр мировой торговли переместился с волжского на волховско-днепровский пути, т.е. на жизненное пространство восточных славян. Овладение ими контролем над мировой торговли подготовило экономические предпосылки для расцвета их цивилизации.

2  Цивилизационный: из двух тенденций мирового развития (прозападнической и восточной (провизантийской)) Русь выбрала вторую.

a.  Провизантийская тенденция истоками уходила в историю древней Греции, в рамках которой стоял её завершающий элленистический период (вторая половина 4-конец 1 веков до н.э.). Начало этому периода положили походы Александра Македонского на восток, в ходе которых была создана первая в истории Европы многоэтническая империя. В неё вошли народы Балканского полуострова (греки), Эгейского моря, северной Африки, малой Азии, средней Азии и южной Азии до реки Инд. Эта империя была империей лишь великой личности и потому, со смертью македонского в 323 г до н.э., она распалась на ряд самостоятельных государств (Македония, Египет, Иран). Период древнегреческой истории с 323 года до н.э. по 30 год до н.э. когда Рим завоевал последнее независимое государство, возникшее на развалинах македонской империи, называется эпохой эллинизма. Следует различать понятие эллин и эллинизм:

  i.  Эллин-самоназвание греков.

  ii.  Элленизм- возникло в 19 веке и означает «подражаю грекам».

b.  Феномен эллинизма означал собой синтез греческой и национальных восточных культур. Его конкретным проявлением было образование элленистических территориальных монархиях. В них были синтезированы с одной стороны элементы греческих полисов, т.к. города в монархиях обладали широкой автономией, а с другой стороны элементы восточных деспотий, т.к. власть в них принадлежала одному лицу, не ограниченному законами и опирающемуся на административную и военную силы. В эпоху эллинизма произошло разбавление начавшей формироваться в древней Греции античной цивилизации элементами восточной исторической культуры. Это влияние востока испытало на себе наследница древнегреческой цивилизации -Византия, через которую оно транслировано на Русь.