Киевская Русь: государство, идеология, человек. Расцвет древней Руси. Угасание древнерусской цивилизации. Россия в новое время, страница 4

c.  Прозападническая тенденция своими истоками уходила в историю древнего Рима, в рамках которой была создана вторая многоэтническая империя: римская империя, в которую вошли народы, проживавшие от северного моря на севере до порогов Нила на юге, от Гибралтара на западе до Дуная на востоке. Если империя македонского была империей великой личности, то римская империя была империей великого народа, создавшего высокую городскую культуру, римское право как право частной собственности и современную технологию строительства. Однако влиянию римской культуры в пределах империи не поддались два небольшие народа - иудеи и христиане. На основе христианства возникла третья многоэтническая империя в истории Европы – священная римская империя. Первой записанной книгой христиан была откровение святого Иоана (апокалипсис), в соответствии с идеями которой первохристиане ждали скорого конца света и второго пришествия Христа. Поэтому они не стремились к освоению земной истории, у них не было идеи о создании собственного государства на земле - теократической идеи. Ситуация в христианстве изменилась в 4 веке:

  i.  При римском императоре Константине (305-337) была объявлена веротерпимость по отношению к христианам.

  ii.  При римском императоре феодосии (379-395) христианство было объявлено государственной религией римской империи, т.е языческой государство склонилось перед духовной мощью крестьян. В результате в христианстве возникает теократическая идея в двух формах соответственно на которые в 395 году распалась римская империя (западно-римская и восточно-римскую империи). В западно-европейской части распадавшейся утвердиться первая форма теократической идеи – идея папской теократии. На её основе в средневековой западной Европе реализуется римско-католическая модель социально-исторического движения. Её духовным стержнем был католицизм, а социально-политическим стержнем было исключительное государственное значение римских пап. В 4-первой половине 5 веков римская империя распалась прежде всего в результате натиска варварских (германо-язычных) племён, которые сумели в её пределах смогли создать свои королевства (в Испании- вестготское королевство, в Италии – остготская королевство, в Британии –королевство англов и саксов). В условия нашествия варваров иерархи католической церкви выполняли не только духовные, но и военные, экономически, социальные и другие функции, что содействовало возвышению власти римских пап над светской властью, а на основе такой конфигурации властей и сложилась священная империя. Предпосылкой для её формирования было распространении католицизма среди германских племён. первыми из них его приняли наиболее многочисленные и воинственные племена – франки, которые сумели на его основе объединить в конце 5 века варварские королевства в единое франкское государство. Своё непосредственное начало священная римская империя брала в середине 8 века когда стал складываться союз между католической церковью и франкском государством и последнее, при карле великом становиться империей. В образовавшемся союзе ведущие позиции были у императора, т.к. римские папы опирались на военную мощь империи продолжали распространять католицизм в западной Европе(к рубежу 9 века он достиг пределов Британии и Испании). Ситуация  во взаимоотношениях высшей светской и духовной властей изменилась в середине 9 века, когда при внуках карла великого франкская империя распалась и на её развалинах стали возникать современные западно-европейские государства(Франция, Германия, Италия). Наиболее слабым из них была Италия, чем воспользовалась германия. В 962 году германский король Оттон 1 перешёл Альпы, завоевал северную и среднюю Италию, включил их в состав германии. Так возникла первая германская империя, которая в средние века называлась священная римская империя. В ней первоначально императоры назначали римских пап, но в середине 11 века римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде кардиналов. А в начале 13 века при Инакентии 3 все западно-европейские короли и императоры признали себя вассалами римского папы. Приоритет высшей духовной власти над светской в средневековой западной Европе содействовал воспроизводству хотя бы минимального правового пространства, т.к. здесь господствовала не римское право, а каноническое право (право управления), зафиксированное в библии, носителями которого выступали иерархи католической церкви. В результате управление обществом на христианском западе основывалось пусть на божественных, но законах.

  iii.  Другой была траектория исторического движения средневековой восточной Европы (Византии), где утвердилась вторая форма теократической идеи- идея императорской теократии. На её основе, на христианском востоке реализовалась византийская модель социально-исторического движения. Её духовным стержнем было православие, а социально-политическим стержнем исключительное церковное значение византийских императоров, т.к. Византия представляла собой уникальный пример в мировой истории, ибо выбрав  единожды монархический принцип правления, она ни разу на протяжении своей 1000-ей истории (конец 4-середина 15 веков) не отказалась от него. Византийская концепция власти формировалась на основе 3 исторических традиций:

1.  классической греческой

a.  от древней Греции Византия первоначально взяла демократические институты в лице совета старейшин и органов городского самоуправления, которые придавали силу законности и авторитета императорской власти, но в 6-10 веках произошёл отказ от демократических обычаев, что проявилось в изменении порядка вступления на престол первого лица. До 10 века императора провозглашал народ на иппадроме. С 10 века их стали венчать на царство в софийском соборе как божьих избранников. Они получили титул бозилевса (царя) и автократора (самодержца) и тем самым народ был отстранён от управления государством.