Киевская Русь: государство, идеология, человек. Расцвет древней Руси. Угасание древнерусской цивилизации. Россия в новое время, страница 10

1.  в экономической сфере имел место переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. Одновременно осуществилась революция менеджеров (в аграрных обществах собственник и управляющий представлен одним лицом, в индустриальном они разделены).

2.  в социально-политической сфере произошёл переход от сословно-представительных монархий к государствам парламентского типа. Если раньше представительные учреждения лишь ограничивали власть первого лица, то теперь они стали выступать в качестве института высшей законодательной власти (парламент). Одновременно в самостоятельную ветвь власти выделились исполнительная и судебная власть (разделение трёх ветвей власти).

3.  в духовной сфере религия и церковь были смещены на периферию общественной жизни, а человек и его потребности стали выступать в качестве единственного и подлинного бытия.

Социальная модернизация имела свою историческую логику, проявившуюся в последовательно-разворачивающихся 4 признаках:

1.  великие географические открытия, когда европейцы, ограбив восток, заложили основы колониальной системы мира. И тем самым обеспечили первоначальное накопление капитала для буржуазной трансформации своих стран.

2.  Просвещение – духовный переворот в Европе, при её переходе от средневековья к новому времени. Просвещение возникло в 17 веке в Англии и достигло рассвета в 18 веке во Франции. К основным идеям просветителей относятся:

2.1.  о естественных правах человека

2.2.  о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей

2.3.  о верховенстве законов в государстве (правовое государство)

2.4.  о верховенстве общества над государством (гражданское общество)

2.5.  на замену божественному рождению государства была выдвинута идея о том, что государство – результат человеческой деятельности, поэтому он вправе подняться на протест против деспотического государства.

2.6.  Политическая революция – одно из средств общества от перехода от аграрного к индустриальному обществу.

3.  во второй половине 16-18 веках революции имели место в отдельных европейских странах (1566-1609 – Голландия, 1640-1600 – Англия, 1773-.1786 – США, 1789-1795 – Франция). Их результатом было то, что буржуазия пришла к власти.

4.  в экономике: промышленные революции, колыбелью которых была Англия. Их технический аспект состоял в переходе к машинному производству, а социальный аспект – в появлении новых слоёв общества: собственников капитала и наёмных рабочих. Таким образом, указанные феномены содействовали тому, что страны западной Европы осуществили модернизацию на собственной основе и потому их относят к странам первого эшелона капитализма.

Возникновение тенденции к социальной модернизации в первой четверти 17 века.

Смута в отечественной истории была рубежом между средневековьем и новым временем. В сложном и глубоком кризисе, в котором оказалась страна, крылись истоки и новой России. В годы смуты произошёл подъём общественного самосознания. Московские люди 16 века воспринимали царя как единственный механизм государственной жизни, а на себя смотрели исключительно как на его подданных, т.е. из-за первого лица не замечали ни государство, ни народ. Московские люди 17 века видели, как «падали» цари,  как жизнь протекала без царей, как выбирали нового царя. В результате из-за первого лица проглянула идея государства, которая отделилась от мысли о царе и стала сливаться с понятием народа. Указанные изменения содействовали тому, что после смуты возникло первое в отечественной истории московского периода возможность диалоги власти и народа. На его основе сложилась третья государственность – раннего идеала всеобщего согласия или московская Россия. Её конкретным проявлением была деятельность земских соборов, которые приобрели в 17 веке новое качество. Т.к. в них стали чувствовать выборные от дворянства, духовенства, казачества и даже от некрепостного крестьянства. Однако их деятельность была непродолжительной (1674). В 1619 году из польского плена вернулся отец молодого царя – Федор Никитич Романов, Который был избран патриархом под именем Филарета и будучи главой высшей духовной власти, он попытался сосредоточить в своих руках высшую светскую власть, пользуясь неопытностью сына как государственного деятеля. В результате в 1622-1632 годах имел место перерыв в работе земских соборов. Кратковременность соборной практики 17 века была вызвана глубинными причинами:

1.  свёртывание деятельности земских соборов совпало с окончательным юридическим закрепощением крестьян, зафиксированным в новом своде законов – соборном уложении (1649). В нём был установлен бессрочный сыск беглых крестьян и помещик получил право не только на личность крестьянина, но и на его имущество и семью. Крестьянский мир, задавленный непосильными налогами, выталкивался из сферы деятельности земских соборов.

2.  двойственное отношение народа к власти, т.е. власть в лице царя воспринималась в качестве высшей правды, а в лице царского окружения – как источник зла.

Однако, несмотря на кратковременность соборной практики 17 века, она не прошла бесследно, а была благоприятна для появления в России тенденции к социальной модернизации. При дворе Алексея Михайловича сложилось две партии относительно решения вопроса о перспективах развития страны:

1.  традиционалисты, предлагавшие законсервировать Россию как аграрную цивилизацию.

2.  модернисты во главе с царём, выступавшие за обновление России с учётом накопленного на западе исторического опыта.

В правлении дочери Алексея Михайловича, царевны Софьи (1682-1689) её приближённый Галицин разработал самый радикальный для 17 века проект модернизации России, предлагавший отменить крепостное право, заменить натуральное хозяйство. Но ему не суждено было сбыться, т.к. в 1689 Пётр Алексеевич достиг совершеннолетия, отстранил сестру от власти, установил единовластие, т.е. осуществил государственный переворот.

Консервативная модернизация России в последней четверти 17 – середине 18 веков.

Развал третьей государственности вызвал дискомфортное состояние русского общества, проявившееся в целой череде народных выступления (Бунташный век). Стимулировало движение страны в их сторону (д/з найти характеристику трёх государственностей)