Теория и общество. Труд в социологической теории, страница 8

Создание и разработка теорий информационного общества обусловили оформление “информационной” теории эксплуатации. Типология новой эксплуатации основана уже не на анализе производственного труда и форм собственности, а на новых фактах современной социальной жизни — “изоляции, сегрегации, отрицании, непринимании во внимание”. Современная власть эксплуатирует и угнетает просто игнорируя, отказываясь вмешиваться, предпринимать какие-то действия, предоставлять информацию о действиях каких-либо структур и институтов. Ось социального конфликта в информационном обществе проходит по линии обладания образованием в самом широком смысле слова и контроля над информацией.

Ф. Ферраротти, например, выделяет три типа и уровня социальной информации, по которым осуществляется современная эксплуатация: 1) информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования. Роль этой информации чрезвычайно существенна, особенно в каждодневной жизни, она касается взаимодействия граждан и институтов, предоставляющих соответствующие услуги; 2) информация, касающаяся сферы рационального социального действия, знания средств, необходимых в данном обществе для реализации поставленных целей; 3) информация, касающаяся рационального планирования социального изменения. Социальная и политическая власть, утверждает Ферраротти, должна быть коллективной функцией, а не исключительной прерогативой отдельных лиц, групп или классов. Требование участия всех и каждого в процессе осуществления власти и контроля постулирует новые ориентации в культуре и ценностной системе общества. Это означает, что главный социальный конфликт информационного общества касается всего общества, а не каких-то его сегментов. Он формулируется как самозащита, как борьба за право самоопределения человека перед лицом глобальных социальных структур.

Вторая трансформация. Изменения отношения к труду, к трудовой деятельности, начавшейся в последней трети 20в, приняли настолько драматический характер, что исследователи заговорили о кризисе трудовой этики, о том, что работа перестала играть центральную роль в жизни людей.

Среди причин кризиса трудовой этики называется эрозия религиозных традиций, согласно которым труд является моральным и религиозным долгом человека' неимоверно выросший под влиянием ценностей .массового общества гедонизм, в том числе потребительский; кризис сферы производства, связанный с тем, что техническая и организационная рационализация труда привела к фактической элиминации человеческого фактора громадный рост безработицы; Оформление системы социального обеспечения влияющей, по мнению ряда исследователей, развращающим образом на трудовую мораль.

Вместе с тем исследователи фиксируют появление новой трудовой этики, ориентирующей человека на “постматериалистические ценности”, на творчество, на неотчужденный труд, а не только на доход, получаемый за труд. Так или иначе это находит отражение в сознании и ориентациях каждого. Однако индивидуальное поведение и индивидуальная система предпочтений обусловливается не только “новой этикой”, но и целым рядом других социальных и экономических факторов. Признание ценности труда как сферы жизни само по себе не определяет реальную установку человека на конкретный труд, конкретное рабочее место и не указывает на то, рассматривает ли он работу как самоцель, видит ли в ней средство заработать на хлеб или средство социального продвижения. Ответы на эти вопросы могут дать только исследования трупа в связи с другими жизненными ценностями. Как бы то ни было, между трудом как сферой социальной жизни и трудом как личностной, экзистенциальной сферой, возникло напряжение: при выборе стратегии поведения человек все чаще исходит из новых “постматериалистических” ценностных ориентаций на труд.

Третья трансформация — трансформация природы труда в современных условиях, в глобальном информационном обществе Я" появление Яновой” безработицы. В свое время Д. Белл, столкнувшись с проблемой соотношения своей теории постиндустриального общества с теорией информационного общества, заявил, что информационное общество — это постиндустриальное общество, в котором разворачивается информационная, революция. Информация является основным экономическим, социальным и Культурным ресурсом современного типа общества.