Теория и общество. Труд в социологической теории, страница 5

Все предшествующие типы обществ были объединены в социологии под общим названием “трудовое общество”. «“Трудовое общество” — это такой порядок, при котором все прочие измерения жизни более или менее непосредственно соотнесены с производительной деятельностью; образование — это подготовка к профессии, свободное время — отдых для возобновления труда, отставка — заслуженная награда за трудовую жизнь».

Трудовое общество — это общество, в рамках которого производительный труд является одновременно источником жизнеобеспечения,, прочной основой для наделения социальными правами, социальным статусом, а также основой самооценки и условием самоуважения. Индустриальные общества, сделавшие ставку на экономический рост, породили соответствующие образцы социальной практики, социальных ролей, институты, ценности. Однако в настоящее время все чаще слышны голоса, утверждающие устарелость этой практики.

Произошли изменения, которые действительно дают право утверждать, что роль труда в современных обществах изменилась самым серьезным образом. Речь, конечно же. идет не о конце труда в буквальном смысле слова, речь идет о том, что сфера производственной деятельности перестала играть определяющую и доминантную роль, которую она играла ранее. Соответственно тема труда как такового не является более центральной, она не имеет уже того социологического и культурного значения, которое поляризует и определяет все другие темы. Тема труда остается в экономике, но не. в социологии и культуре.

Экономический прогресс последних десятилетий обусловил высокий рост уровня жизни и качественное изменение жизненного стандарта. Это привело к возрастанию автономности личности и значению далеких от труда измерений жизни. Все чаще признается, что люди нуждаются в. отдыхе и. образовании не только для профессиональной деятельности, но и для того, чтобы они могли соответствовать требованиям Жизни за пределами сферы труда.

При всей разнице подходов и теоретических установок различные исследователи, осмысливая трудовое общество и специфику наблюдаемого исторического перехода, выделяют несколько характерных процессов и явлений. Совокупность этих явлений и составляет концепцию “конца трудового общества”, наиболее полно разработанную Клаусом Оффе.

Трудовое общество как полагает Оффе, в общем и целом совпадает с промышленным обществом, т.е. обществом, основывающимся на примате производственной сферы. Поэтому конец трудового общества означает, что “труд и позиция работающих в процессе производства не рассматриваются более как главный организующий принцип социальных структур; динамика социального развития не рассматривается как возникающая из конфликтов по поводу контроля промышленного производства; оптимизация технико-организационных отношений или экономических средств и целей посредством индустриальной капиталистической рациональности не рассматривается более как форма рациональности, которая приведет к дальнейшему социальному развитию”.

Подтверждение тезисам К. Оффе можно увидеть в реальной социальной действительности, в социологических исследованиях. Сфера труда выступает как “извне конституированная”, а индустриальная социология предстает специальной областью прикладного исследования. То что сфера труда не является более областью, которая полностью определяет общественное сознание и действие, подтверждают исследования поведения на выборах и политической активности в целом: показатели социально-экономического статуса определяют это поведение в меньшей степени, чем даже принадлежность к той или иной религии или конфессии. В исследованиях социальных и политических конфликтов речь идет уже не о труде и капитале, а об управлении.

Подчеркнем, что тезис, в соответствии с которым не сфера труда и производства конституирует общество, а наоборот, сама эта сфера труда выступает как “извне конституируемая” фактически означал конец господства “трудовой парадигмы” в подходе к обществу  и формирование новой — парадигмы информационного общества.