Теория и общество. Труд в социологической теории, страница 7

Юридическое равенство всех перед законом не сказывалось на классовых различиях и противоречиях. Равенство политическое — всеобщее избирательное право, право создавать политические партии и ассоциации — привело к тому, что политические конфликты были перенесены из цехов и с улиц в трудовые комиссии и парламенты. А конца юридические и политические права были дополнены правами социальными, процесс выравнивания статусов достиг стадии, на которой он начал оказывать воздействие на классовые различия и противоречия. .Социальные права — право на труд, образование, пенсионное, социальное и медицинское страхование и т.д. — способствовали снижению радикализации рабочего класса и, как следствие, уменьшению его внутриклассовой сплоченности.

В результате указанных трансформаций классические формы классовой борьбы и рабочего движения ушли в прошлое. В современном обществе социальный конфликт определяется не рамками фундаментального экономического механизма, а совокупностью всех социальных экономических, политических, идеологических, культурных отношений.

Важно иметь в виду следующее: основной конфликт современного общества — это конфликт не по поводу собственности власти в сфере производства, а конфликт индивида и общества целом и формулируется он в организационных, социально-правовых, потребительских и ценностных терминах.

В современном обществе предприятия и профсоюзы не являются главными действующими лицами борьбы за власть. Их роль важна, но их конфликт касается проблем организации производства, принятия административного решения и носит институционализированный характер. Постепенная, но неизбежная институционализация конфликта между предприятиями и профсоюзами не означает, что современные общества движутся к индустриальному миру. Это только означает, что современные индустриальные конфликты не соотносятся и не атакуют социальную власть. Профсоюзное движение также далеко от того, чтобы быть революционной силой или социальным движением, активно участвующим в борьбе за власть. В силу природы социального неравенства, отказа государства или менеджмента идти на уступки рабочее движение важно и необходимо, однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы считать его центральной силой новых социальных движений.

Социальное доминирование в современном мире носит глобальный и нерасчлененный характер. Экономическая, социальная, культурная и другие сферы настолько взаимопереплетены, что экономическое понятие эксплуатации представляется неадекватным в современной ситуации. Экономическую эксплуатацию все труднее вычленить и изолировать от других форм доминирования. По мнению большинства исследователей, более точно суть происходящего определяется термином “отчуждение”, а не термином “эксплуатация”. Социальные конфликты в современном обществе — это конфликты не просто между трудом и капиталом, но между структурами экономического и политического принятия решения, с одной стороны, и теми, кто принужден к зависимому участию — с другой, между центральными и периферийными сегментами общества. Современное общество является обществом отчуждения не потому, что оно повергает человека в нищету или навязывает политические ограничения, а потому, что оно подкупает, манипулирует и навязывает конформистскую модель поведения.

В литературе выделяют несколько основных типов социального отчуждения. Принудительная социальная интеграция, которая достигается посредством социальных технологий и социальной этики. Индивид принуждается к участию не только как трудящийся, но и как потребитель, как участвующий в системах социальной организации и власти. Культурное манипулирование, состоящее в контроле потребностей и культурных стереотипов потребления и стиля жизни через систему образования, массовую культуру, рекламу, средства массовой информации. Навязывание политического поведения. Информационное общество контролируется крупномасштабными политическими и экономическими организациями, целью которых является не просто контроль собственного функционирования, но тотальные претензии на контроль всей социальной жизни.