Управление эксплуатационной работой сортировочной станции (Глава 8 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 18

На горках, оборудованных устройствами АЗСР и ГПЗУ-В, ДСПГ (оператор) на видеотерминальном устройстве набирает номер расформировываемого состава, после чего программа роспуска состава из АСУ СС поступает в ГПЗУ-В. Одновременно эта информация (сортировочный листок) выдается на экран видеотерминального устройства, с помощью которого оператор может при необходимости осуществить корректировку программы роспуска состава. При отсутствии на станции АСУ СС программа роспуска составов вводится в ГПЗУ-В оператором при помощи видеотерминального устройства. Оператор распорядительного поста (старший регулировщик скорости движения вагонов), руководствуясь сортировочным листком, информирует регулировщиков скорости движения вагонов о числе отцепов и вагонов и порядке их поступления на сортировочные пути, предупреждая об отцепах, требующих при торможении особой осторожности.

Для более полной вместимости сортировочных путей, равномерного распределения работы между регулировщиками скорости движения, а также обеспечения безопасности движения и техники безопасности старший регулировщик скорости движения в зависимости от предстоящего объема работы и степени заполнения путей вагонами в необходимых случаях осуществляет перестановку регулировщиков скорости по путям СП. Наименьшее время занятия горки (горочного технологического интервала), приходящееся на один расформированный состав, достигается за счет ускорения непосредственно процесса роспуска, максимального сокращения межоперационных перерывов, применения параллельного роспуска составов, подтягивания накопившихся вагонов. В целях повышения производительности горки и сокращения интервалов между роспуском составов на сортировочных горках с двумя и более путями надвига надвиг очередного состава по одному из путей начинают до окончания роспуска предыдущего состава по другому, а на горках с одним путем надвига используют попутный надвиг составов. Расстояние между надвигаемыми составами в этом случае регулируется машинистами горочных локомотивов: на горках, оборудованных координатной системой попутного надвига, – по показаниям сигналов, установленных в кабине машиниста, а на горках, не оборудованных такой системой, – по указанию ДСПГ (оператора), передаваемому машинисту по радиосвязи. Порядок попутного надвига и другие особенности технологии устанавливает инструкция по работе сортировочной горки.

В процессе расформирования состава составители или их помощники расцепляют вагоны в соответствии с показателями световых цифровых указателей, а на горках, не оборудованных световыми указателями, – по сортировочным листам. Места расцепки больших отцепов проверяют по указанным в сортировочном листке номерам последних вагонов. Расцепляют вагоны специальными расцепными рычагами. ДСПГ и операторы распорядительного поста следят за правильностью расцепки и следования отцепов и в случае необходимости по парковой оповестительной связи информируют операторов исполнительных постов и регулировщиков скорости движения вагонов об изменении направления отцепов, а также об отцепах, требующих при торможении особой осторожности (рефрижераторные вагоны, вагоны с разрядными грузами, с проводниками, с живностью и др.).

Для наиболее полного использования вместимости путей СП и обеспечения соударения отцепов со стоящими на путях вагонами со скоростью не выше допускаемой применяется прицельное торможение отцепов. На горках, не оборудованных средствами автоматизации, прицельное торможение осуществляется операторами горочных постов с использованием вагонных замедлителей и регулировщиками скорости движения вагонов на постоянных ТП, оборудованных башмакосбрасывателями, в начале сортировочных путей-с помощью ручных тормозных башмаков.