Легитимность политической власти, страница 5

Система управления общественными процессами, показывает Вебер, из-за своей сложности неотвратимо ведет к созданию и формированию  в ее недрах   автономных   групп.   Тс   из   них в чьем  ведении  находится  управление экономикой,  постепенно превращаются в особое «почитаемое   сословие»,   как   называет их  Вебер, на которое   распространяется   престиж   власть   имущих.   Так   возникает  замкнутая   каста,   которая   претендует  на свою   символику,   мифологию,   исключительный   образ   жизни Дальнейшее   развитие   касты   укрепляет  в   ней  специфический стиль   мышления,   свою   этику   и   значительно   приукрашенные представления о собственной   истории.   Так   формируется   особый, «закрытый» тип группы, чиновником, выделяемый «сословной оценкой» даже среди других   чиновничьих   групп   и   каст [2, стр.197].    Легитимность    «почитаемого   сословия»   строится не   только   как   вера   в   создаваемые   им   мифы,   но   убеждением и принуждением к повиновению служат его зримая практика распоряжения властью, исключительный, недоступный для. других образ жизни.  Укреплению  власти и соответственно легитимности этого «сословия» способствует также его представление   общественности   своей   деятельности   как    необходимого «блага», «долга чести», а своих привилегий как «заслуженных».

Но эта каста существует на незаработанный доход и распоряжается тем, что она не создает и что ей не принадлежит» подчеркивает Вебер. Однако в ее руках находится главное — монополия управления чужой собственностью, материальной силой, что дает ей неписанное право выполнять, затягивать и вообще игнорировать решения официальной политической власти и владельцев собственности, будь то капиталист или народ, социалистического государства [2, стр.197]. По сути монополия позволяет касте стать своеобразным вариантом другой, наряду с официальной, политической силы. Более того, каста способна, диктовать свои экономические и политические условия и требования, вынуждая официальную государственную власть проводить определенную политическую линию, распределять средства предписанным кастой образом. Вебер предвидит и возможность противостояния касты официальной власти. Он оказался прав. Так, например, аналогию такого противостояния можно было наблюдать в Чили, когда распоряжавшиеся экономикой бюрократические круги фактически саботировали выполнение распоряжений и законов политического руководства страны, содействуя тем самым свержению правительства Альенде.

Анализ касты значительно расширяет и дополняет веберовскую концепцию бюрократии, которую принято рассматривать, лишь как формализованную идеально-типическую конструкцию, описывающую безупречно работающую управленческую систему. Казалось бы, что уже факт выделения касты, анализ ее функций и социальной роли значительно расширяет общее представление о структуре бюрократической организации. Однако Вебер идет на глубину. Легитимность власти касты — «почитаемого сословия»—гарантирована «преимуществом малого числа» входящий в нее лиц. Их власть воспринимается как «власть тайны» [2, стр.198]. И эта же власть, показывает Вебер, предоставляет касте полную свободу действий, неподвластную никакому контролю. При этом сохраняется и анонимность членов касты, которая действует как незримая сила. Американский политолог Ханна Арендт метко назвала эту власть, безличную и таинственную, «тиранией без тиранов». Замкнутость и непроницаемость касты, как и непредсказуемость действий, усиливают ее влияние.

«Власть тайны» делает эту касту трудноуязвимой, считает Вебер. Борьба с ней заведомо обречена на поражение. И дело здесь не ограничивается сугубо экономическим воздействием касты, но в значительной мере связано с легитимностью не закрепленной законом власти «сословия». Вебер скептически оценивает поиски путей ослабления этой власти.