Легитимность политической власти, страница 3

В идеях политическом демократии Вeбeр усматриваем закрепление такого отношения, когда власть имущий выступает под личиной «слуги» подчиненных. Свое понимание демократии Вебер жестко разъяснил и одном из писем: «Демократия есть договор о власти на короткий срок. Смысл этого договора заключается в принуждении (путем убедительного обмана) к послушанию» [2, стр.194]. Речь идет о таком «слуге», который всячески маскирует соблазн открыто требовать от масс безусловного подчинения.

В современной политической борьбе лидер вынужден лавировать, потому что «признание власти подчиненными есть предпосылка легитимности и се фундамент. Это демократическая легитимность. Здесь признание прекращается » „выбор", а лидер становится обладателем власти милостью подчиненных и благодаря мандату» [2, стр.194].  Именно «милость подчиненных», по Веберу, таит в себе опасность превращения лидера r зависимого чиновника, услужливо ловящего прихоть своих избирателей. Он противопоставлен Вебером подлинному лидеру, подлинному вождю, который видит свою задачу в том, чтобы, не утратив легитимности, подняться над массой. Все свои симпатии Вебер отдает тому, кто идет этим путем и способен установить «плебисцитарную демократию вождя». Демократия для Вебера приемлема только в форме «плебисцитарного вождизма».

Опыт Бисмарка убедил Вебера в том, что европейская и американская парламентарная демократия бессильна противостоять возникновению узкой и замкнутой элиты во главе с авторитарно-цезарской фигурой лидера. Политика для последнего выступает как его единоличное достояние и прерогатива, он сам устанавливает законы и диктует парламенту свою волю. Таким лидером и был канцлер Бисмарк, говоривший откровенно: «Не речами и не большинством голосом решаются крупные вопросы эпохи, а железом и кровью».

Но и вождизм, как любая другая форма политической власти, нуждается в «самооправдании». Оно строится на основе принципов легитимности, которые,   по   Веберу,  служат критерием выделения типов легитимной власти. Этих принципов три: легальный, традиционный, харизматический.    Легальный тип власти основан на вере в силу права, но при этом  Вебер особо подчеркивает, что «любое  право  можно составить   с   помощью формально корректных  произвольных норм, которое можно и изменить". Формальное  право рационально и без лично,  и на его базе вырастает  демократии. Поэтому  процесс демократизации общества Вебер неизбежно связывает с процессом бюрократизации.

Традиционный тип власти неотделим от веры и обычай. "прецедент" , в значение установленного статусного порядка. Пиетет по отношению к власть имущему силен лишь до тех пор, пока он следует традиционным правилам. Их нарушение таит угрозу отлучения от власти, и Вебер приводит много исторических примеров, когда мотив «нарушения» был легитимной причиной отстранения от власти, но вместе с тем и удобным, поводом для распоряжения освободившимся постом в своих интересах.

Последний, харизматический тип власти построен на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении,- замешанном на страхе. Легитимность власти вождя «рождена из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя». Но лидер не ищет у уповающей па него массы признания. Напротив, он принуждает ее повиноваться, более того, повиновение — ее долг. [2, стр.195]

Важно отметить, что легитимность всех типов политической власти в концепции Вебера подведена под общий знаменатель отчуждения масс от власти, от всей сферы политических столкновений. Борьба за власть разворачивается только между «позитивно привилегированными» группами. Политика никак не касается интересов и нужд тех слоев, от которых власть имущие - добиваются признания. Массе отведена функция почтительного повиновения, безотчетного подчинения вождю, монарху, «правилу закона». Категория «легитимность» воплощает спектр эмоционально-иррациональных отношений к власти - от «упования на вождя» до сухого подчинения безличному закону.