Легитимность политической власти

Страницы работы

Содержание работы

ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Признание массами политической власти, господствующей в обществе политико-правовой, идеологии и, добавим, уважение к ним - весомое звено в цепи причин, от которых зависит динамическое равновесие социальной системы. Действенность этого звена ощутима в самых разных исторических эпохах. Уже Сократ, противник афинской демократии, считал своим долгом повиноваться ее законам и ценой жизни подчеркнул их незыблемость. Преступление закона, считал он, равносильно «погибели... и законам, и целому городу, в котором судейские определения не имеют никакой силы». Правопорядок в обществе отмечает ту грань, перейдя которую гражданин покушается на устойчивость социального мира.

Оценки действий  властвующей  группы  или  группы,  претендующей на обладание властью, служат важным   аргументом  в политической борьбе.   Они   формируют   общественное   настроение  политический климат и в конечном счете определяют поведенческую готовность масс, которая   может   стать   грозной   силой,   способной  неузнаваемо изменить лицо  общества.  Именно так уже в наши дни   Иранская   революция   смела   подкрепленную законом власть шаха, заменив   ее   триумфально   принятой властью религиозного вождя. Бездействие ряда   законов   в нашей стране едва ли объяснимо убаюкивающей ссылкой на «отсутствие условий» для их реализации.

Однако история знает и другие примеры, когда вера в справедливость законов, доверие политическим лидерам вызывают добровольное содействие и активную помощь народа. Энергия вождей, продолжающих свою борьбу даже при общей апатии и политической усталости, их понимание больных проблем также способны быть стимулом массовых действий. Так, политическая воля помогла Ленину настоять на времени Октябрьского вооруженного восстания - «сегодня рано, а завтра поздно», как и позже убедить свою партию в необходимости введения нэпа. Для партии и народа принятие нэпа скорее означало доверие политическому авторитету Ленина, чем было выражением осознания необходимости такого акта. Доверие власти легло в основу современных преобразований в нашем обществе - перестройки с ее акцентом на общечеловеческие ценности и курсом на правовое государство.

Сложный баланс сил в системе политической власти неизмеримо шире правового регулирования и требует специального анализа своего механизма. Политическая активность людей, формирование общественных движений самого различного толка, влиятельных неправительственных организаций и параллельных органов власти оказывают зримое воздействие на содержание политических решений. Эти процессы не отменяют, однако, двойственного характера отношений власти, которые складываются как взаимозависимость облеченных властью и подчиняющихся ей. Первые должны не только опираться на физическое принуждение, но и убедить вторых в собственной необходимости, оправданности своей позиции и действий. условно говоря, ситуация подобна театральной, где «королеву, кроме нее самой, играет окружение", - нельзя властвовать без подчиненных. Ни одна система законов, нравственных или иных максим не придет в движение без желания и воли людей принять её.

Двойственность отношений власти в политической науке Запада обозначается категорией «легитимность», которая для политологии и политической социологии давно стала базовой. Она означает признание господствующей власти и ее доводов для доказательства правомерности и справедливости своих притязании. Ее каноническая трактовка дана Максом Вебером, и вплоть до наших дней его понимание категории не претерпело изменении. Уточнения коснулись лишь конкретных типов легитимности, никак не затронув основы.

Искусство  вести   массы,  незаметно  принуждать  их   к  действиям  никогда  не было доблестью самого  Вебера-политика,  но как проблема оно в его трудах занимает одно из первых мест. Уже характер ее   обсуждения   сделал   Вебера   в   глазах   современников  «сильным   политическим  талантом»,  а  теоретики  наших дней уверенно ставят его в один ряд с Макиавелли, который был серьезно   озабочен   вопросом   жизненно   насущным -сохранением социального   мира.   Ключевое   значение   легитимности Вебер видит в гарантии стабильности общества. «Потрясение веры в легитимность обыкновенно имеет далеко идущие последствия», - настойчиво предупреждал он в специальной работе «Три чистых типа легитимной власти»[2, стр.192]

Вебер справедливо отмечал, что общественный порядок держится не только юридическими нормами. Право дает лишь внешнюю гарантию устойчивости социальной системы. «Но в более широких границах в игру вступают личные, очень гибкие интересы, и их действие может внести решающее изменение в отношения и положение участвующих лиц». Именно эта, внутренняя гарантия устойчивости является доминантой содержания категории «легитимность».

Похожие материалы

Информация о работе