Церковь Христова в Иерусалиме, страница 6

Рассмотрим теперь некоторые моменты Деяний. Конечно, было бы напрасным попытаться охватить на лекциях все абсолютно. Это скорее задача самостоятельной работы, а также семинаров. Здесь мы остановимся лишь на некоторых важнейших эпизодах.

Пятидесятница

Деяния иногда называют Евангелием Святого Духа. В первых

13 главах   Деяний   более   40   упоминаний  о  Святом  Духе.

Первохристианская Церковь была преисполнена Св.  Духом, Св.Дух руководил Апостолами в их проповеди.  И в этом источник успеха евангельского благовестия.  Вот некоторые примеры. Дух Святой:

1) направил  Филиппа  к  евнуху  из  Эфиопии  (8:29);

2) подготовил Петра к встрече посланцев Корнилия (10:19);

3) повелел отделить Варнаву и Павла для  проповеди  слова

Божия (13:2-4);

4) определил решения апостольского  собора  в  Иерусалиме

(15:28): "Изволися  Духу Св.  и нам" - формула для оросов всех

Вселенских и поместных соборов;

5) провел  Павла  через  Мисию  в Троаду и далее в Европу

(16:6-10);

6) Ученики приняли силу, когда на них сошел Св.Дух (1:8);

7) мужество и красноречие Петра перед Синедрионом явились результатом  действия Св.Духа (4:  8-31);

8) победа Павла над Елимой-волхвом совершилась  действием

Св.Духа (13:9) и т.д.

О сошествии Св.Духа на апостолов  прекрасно  говорится  в хвалитной  стихире  на утрени в неделю Пятидесятницы (творение св.Космы Майюмского - 8 век). Глас 4. "Преславная днесь видеша вси языци во граде Давидове, егда Дух сниде Святый во огненных языцех,  якоже Богоглаголивый Лука  повествует,  глаголет  бо:

собранным  ученикам  Христовым быть шум,  якоже носиму дыханию бурну,  и  исполни  дом,  идеже  бяху  седяще,  и  вси  начаша глаголати   странными  глаголы,  странными  учении,  странными повелении Святые Троицы".

Теперь поговорим о времени этого  события.  Литургическое толкование в тропаре третьего часа дает вроде бы вполне определенный ответ:  "Господи,  Иже Пресвятого

Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославый..."

Согласно этому толкованию,  сошествие Св.Духа на Апостолов совершилось в третий час дня,  т.е., по нашему счету  времени, утром, в  9  часу.  Это  толкование  основано на свидетельстве ап.Петра: "они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня" (2:15).  Но свидетельство ап.Петра относится не столько к моменту сошествия Святого Духа, сколько к состоянию, в котором находились Апостолы.  К сошествию Св.Духа в собственном смысле относится указание времени в Деяниях  (2:1).  Русский  перевод при  наступлении  дня  Пятидесятницы неточен,  т.к.  греческое слово "симплирусфэ" означает не наступление,  а приближение  к концу. В славянском переводе правильнее "егда скончавшеся дние

Пятидесятницы",  в Вульгате аналогично:  cum complerentur dies

Pentecostes.   В   древнейших   рукописях  день  Пятидесятницы подходил к концу в этот момент,  когда Дух  Святой  в  дыхании ветра и в огненных языках сошел на Апостолов,  т.е.  сошествие

Св.Духа   совершилось    вечером,    на    исходе    праздника

Пятидесятницы.

Принимая во    внимание,    что    иудейский     праздник

Пятидесятницы  совершался  через  7  недель  после  16 нисана, которое приходилось тогда на первый день недели, мы приходим к выводу,  что  Св.Дух  сошел  на Апостолов в иудейский праздник

Пятидесятницы вечером в первый день недели.  [Это именно  так, как ныне   происходит   на   праздник   Св.Троицы,  когда  три коленопреклоненные молитвы  Св.Василия  Великого  читаются  на вечерне после Литургии].  Таким образом,  надо признать разрыв во времени между чудом огненных языков  и  речью  Петра  перед народом в притворе Храма.

02.02.95.