Церковь Христова в Иерусалиме, страница 5

Основная мысль:  "И  церкви  утверждались  верою  и  ежедневно увеличивались числом" (16:5).

5) В  16:21  -  19:20  рассказывается  о  распространении

Церкви до Европы и о проповеди Павла в таких крупных языческих городах, как  Коринф  и Ефес.  Основная мысль:  "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (19:20).

6) В 19:21 - 28:31 рассказывается о прибытии Павла в  Рим и заключении его в тюрьму.  Павел  проповедует Царство Божие и учит о   Господе   Иисусе   Христе   "со  всяким  дерзновением невозбранно" (28:31).

Деяния заканчиваются повествованием о пребывании Павла  в римском заключении в ожидании суда.  Конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование,  так как он выполнил  поставленную задачу. Он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространилось по  всему  миру  достигнув,  наконец,

Рима.

В Деяниях  отразилась  хронология   Апостольского   века.

Первый  период  (главы  1-5)  охватывает  около  семи  лет  от

Вознесения (примерно  29  г.  нашей  эры)  до  распространения христианского благовестия за пределы  Палестины  после  гибели первомученика  Стефана  и  связанного с ним первого гонения на

Церковь (около 35 г.)

Второй период  (главы 6-12) - переходный,  обнимает около

10 лет (35 - 44 гг.)  до  гонения,  воздвигнутого  на  Церковь

Иродом Агриппою I. Смерть Ирода Агриппы I, о которой говорится в 12 гл.  Деяний,  относится к 44 г. К этому периоду относится начало  распространения  благовестия  о  Христе  в неиудейской среде.

Третий период  в  20 лет (гл.12-28) начинается с 44 г.  и кончается во второй половине 60-х годов,  когда  иерусалимские христиане, предчувствуя   разрушение   Иерусалима,   вышли  из

Святого  города  и  переселились  в  Пеллу  за   Иордан.   Это переселение   было   концом   Иерусалимской  Церкви.  Основное содержание  истории   третьего   периода   -   распространение христианства  главным  образом  трудами  ап.Павла  в  бассейне

Средиземного моря.

Четвертый период истории Апостольского века (65-100 гг)., о котором Деяния не повествуют,  обнимает историю христианской

Церкви в последнюю треть I века.

I  период истории Апостольского века

Поскольку христианская    Церковь    в    первый   период

Апостольского века была Церковью чисто  иудейской,  в  ней  не могло   возникнуть   проблемы  обрезания.  Сущность  проблемы, которая стала перед Церковью в последующие годы, заключалась в том,  нужно  или  нет обязывать вступающих в Церковь язычников соблюдать закон Моисеев.

II период истории Апостольского века

1) Дело  Стефана.  Речь  Стефана в Синедрионе строится на двух моментах:

а) ветхозаветное  обетование   получило   исполнение   во

Христе;

б) исполнение Ветхого Завета означает его прехождение.

2) Распространение   благовестия  в  Палестине  и  Сирии.

Филипп, один из "семи",  благовествовал в Самарии (8:  5-25) и крестил эфиопского евнуха (8:  26-40). В лице самарян и евнуха в Церковь вошли первые язычники.  В лице эфиопского  евнуха  в

Церковь  был  принят  не  только  иноплеменник,  но  и скопец, каковым  по  закону  был  закрыт  доступ  в  общество   верных

(Второзак.23:1).

III период истории  Апостольского  века.

Служение ап.Павла.  В  течение  третьего  периода истории

Апостольского века,  концом которого был  конец  Иерусалимской

Церкви,   главным   фактором  распространения  христианства  в бассейне  Средиземного  моря  были   благовестнические   труды ап.Павла.  Исключение составляет Римская церковь, которая была основана не Павлом,  и Кипрская  церковь,  к  которой  Варнава

(Кипр был его родиной) стоял ближе, чем Павел.