Церковь и государство в средние века, страница 10

Это означало окончательный разрыв с унитарной теорией общества, которая доминировала в течение предшествующих пяти веков, хотя революционный характер перемен был затемнен фактом, что политические надежды Данте постоянно относились к вселенской империи будущего, а не родовой монархии прошлого. Однако, неудачным стечением обстоятельств страна св. Фомы и Данте, единственная страна средневековой Европы с достаточной мерой развития культуры, чтобы быть в состоянии дорасти до полного политического самосознания, не имела исторических условий для национального самостановления, в следствие чего сильный итальянский патриотизм Данте был вынужден вступать в союз с его естественным противником, с чужой силой немецкого империализма. В то время как там, где были благоприятные исторические условия для возникновения национальной монархии, как во Франции и Англии, состояние культуры не было достаточно высоким, чтобы Церковь отказалась от участия в политической деятельности, а государство смогло исполнить свою миссию без ее помощи. В связи с этим в Северной Европе отношения между Церковью и государством по-прежнему строились на основе старой унитарной концепции общества, которые в настоящее время искали национальных форм выражения. Это готовило путь к окончательному расколу религиозного единства и возникновению национальных церквей в XVI веке.

Перевод с польского Филиппова Б.А.



[1] Известный английский историк права конца XIX начала XX века.

[2] 1 Stefan z Tournai,  цит. По Carlyle. A History of Mediaeval Political Theory in the West, Bd.. II, s. 198 i Bd. IV. P. 166.

[3] Англосакский совет государства.

[4] Инвеститура. Когда умирал епископ (или аббат), то    знаки достоинства умершего — посох (знак пастырской власти над душами) и кольцо (знак обручения пастыря со вверенною ему церковью) отсылались, королю особой депутацией, в состав которой входили знатнейшие местные духовные и светские лица. Король же после этого вручал епископское (или аббатское) достоинство или тому, кого предлагала ему местная депутация, или же другому лицу, избранному самим королем по совету с его приближенными.

[5] Синод состоялся в Сутри (около Рима) в 1046 г.

[6] Webb C. The Policraticus of John of Salisbury// Church Quartety Review. (1911) Bd. LXXI. – P.341.

[7] Fournier i Le Bras. Historire des Collections canoniqes en Occident. Bd.II. – P.148.

[8]  Мелхиседек – в Библии о нем говорится как о царе Салемском  и одновременно священнике Бога Всевышнего (Быт 14:18). В Евангелии Христос называется священником по чину мелхиседекову (Евр 7:17).

[9] Филипп II Август  – король Франции ()

[10] Иоанн Безземельный – король Англии (1199-1216)

[11]

[12] Migne.T.214. kol.377.

[13] Migne.T.216. kol.1013

[14] Migne.T. 214. kol.759

[15]

[16] Бернард Клервоский

[17] De Consideratione. IV, 7

[18] интердикт  (от лат interdykctum - запрещение) – в католической церкви полное или частичное запрещение совершать богослужение и отправлять другие религиозные обряды. Налагались как на отдельных лиц, так и города и страны.

[19] Гумилиаты (отлат. Humilis – униженный, смиренный) – католический монашеский орден, возник в Милане в 30-е годы XII в. из мирян, которые не оставляя мира и семьи объединились для более углубленной религиозной жизни; не давали монашеских обетов.

[20] Третьи ордена -

[21] Decretum Gratiani (Декреты Грациана) – от имени Грациана – болонского монаха 12 века, автора обширного труда Concordantia discordantium canonum (Согласование расхождений). Это свод апостольских канонов, папских декретов, постановлений соборов, положившие начало каноническому праву. Впоследствии этот труд получил название Декреты Грациана.

[22] Фома Аквинский (1225/26-1274) – святой, один из пяти католических «учителей Церкви».

[23] Sentencji.II.dist. XLIV,Q. II, art.2

[24] societates perfectae -

[25] Ibid.

[26] Гибеллины (от ит. Ghibellini) – политическая группировка в Италии XII-XV вв., поддерживающая императоров в их борьбе с папством и его сторонниками гвельфами за господство…