Методические указания к написанию дипломной работы по богословию, страница 4

4. Наряду с констатацией и описанием методов, используемых в исследовании, не лишним явилось бы обоснование выбора именно этих методов. Например, в свете упомянутой идеи «причастности» представляется возможным обосновать и придать более весомый статус применению в собственных богословских изысканиях сугубо научного аппарата, например, применению логических законов: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания. При анализе писаний отцов и учителей церкви, наследия иных христианских писателей, да и  текстов Священного Писания, не стоит чуждаться законами логики, ибо и святоотеческая традиция на определённых этапах своего существования не чуждалась прибегать к тонкому логическому анализу в вопросах, несомненно, ещё более тонких, чем сама логика. И первые свои плоды схоластика принесла отнюдь не на почве Западно-христианской традиции, но в писаниях отцов Восточной Церкви. Назовём лишь наиболее авторитетных из отцов, в писаниях которых приёмы логического мышления занимают весьма существенное место; это святые Иоанн Дамаскин (первая пол. VIII в.), Фотий Константинопольский (IX в.). Да и в последующие годы, когда на Западе схоластика уже господствовала, такие православные полемисты как св. Григорий Палама (XIV в.), св. Марк Эфесский (XV в.) не гнушались её приемами.  Конечно, при этом следует отдавать себе отчёт, что богословская проблематика столь тонка и возвышенна, что полагаться на логический аппарат следует осторожно, не придавая ему уж очень возвышенного статуса. Логика ценна не столько тем, что способна упорядочить реальность и успокоить ум, но тем, что предоставляет относительное обоснование того, что является предметом живого опыта, опыта, который не может быть вмещён в рамки никакой логической схемы. Святоотеческая схоластика не рассеивает антиномию, но утверждает её. Одним словом, изучение святоотеческой схоластики так же способно помочь нам подготовить логически обоснованную работу, в которой логика не выхолащивает и не умаляет антиномического духа богословских истин.

Наконец, отметим, что спецификой исследований, которые проводят студенты в нашем учебном заведении, как и в иных именно духовных школах, является сочетание веры в непреложность догматов с беспристрастной, до определённых пределов, научностью. Почему у научной беспристрастности должны быть пределы? Это потому, что всякая беспристрастность, чаще, стремится оправдать и объективировать свой опыт, своё маленькое и искажённое видение. За истинным же богословствованием стоит не самоутверждение, не желание проговорить свой изначальный опыт, а уяснение традиционного учения с целью изменения самого опыта. Наш новый, приобретённый опыт должен стать таким, чтобы в свете его и стали понятны догматы. Именно в этом смысле мы говорим, что существенное место в богословской науке занимает категория опытного познания.

Обзор источников

Важное место в процессе проведения дипломного исследования занимают источниковедческие изыскания. Обзору наиболее значимых источников, непосредственно относящихся к теме, следует уделить особое внимание в вводной части дипломной работы. В этом смысле надлежит:

+ дать оценку проблеме происхождения источников; а именно, уяснить цель, время и обстоятельства произнесения или написания соответствующих текстов. Не следует думать, что освящение этих вопросов является некоторой формальной условностью жанра. Отнюдь нет. Все эти вопросы весьма актуальны для древне-христианской письменности. Чего стоят, например, Синоптическая проблема, проблема авторства Послания к Евреям, приписываемого апостолу Павлу, проблемы письменного наследия Макария Великого, Евагрия Понтийского, авторства Ареопагитского корпуса и т.д.

+ дать оценку подлинности текста (т.е. оценить возможную степень его достоверности и неискажённости по сравнению с предполагаемым оригинальным, изначальным текстом). Иногда в этом смысле предполагается анализ рукописной традиции, позволяющий критически оценить имеющийся текст и восстановить изначальный.

+ Указать информативные возможности источника применительно к теме исследования.