Сборочные чертежи редукторов. Спецификации, страница 15

     Вязкость масла и его несущая способность зависят от его температуры. Так, вязкость индустриального масла И-20А при изменении температуры от 35° до 90°С падает почти в 15 раз. При температуре выше 150°С у большинства масел начинают испаряться летучие компоненты, масло теряет смазочные свойства, выделяются твёрдые продукты окисления (коксование масла), и оно становится неспособным создавать смазочный слой. Для обычных редукторных масел предельная температура  = 60…70°С (£ 90°С). Авиационные масла имеют  = 100…120°С.

     По способу подвода смазочного материала к зацеплению различают картерное и циркуляционное смазывание. Картерную смазку (окунанием) применяют в червячных передачах при окружных скоростяхu до 10 м/с, в зубчатых передачах до 12…15 м/с, а при повторно-кратковременных режимах до 20 м/с. Циркуляционная смазка рентабельна при обслуживании группы редукторов.

     Объём масляной ванны принимают из расчёта 0,35…0,8 л/кВт (последняя цифра – для червячных редукторов). Уровень зеркала масляной ванны определяют колёса. Глубина погружения колеса быстроходной ступени не должна превышать две высоты зуба, но не менее 10 мм (рис. 65). Глубину погружения колеса тихоходной ступени не рекомендуют принимать больше 0,25ra2 (до 0,33ra2).

     В процессе эксплуатации масло покрывает стенки редуктора и валы, заполняет подшипники и испаряется через отдушину, поэтому его уровень меняется. Верхний уровень масла (ВУ) должен быть расположен на расстоянии от плоскости разъёма  не менее 0,67ra2 при погружении зубьев колеса быстроходной ступени  более 10 мм (до 2h = 4,5m). Нижний уровень (НУ) следует назначить на расстоянии от плоскости разъёма  более 0,75ra2 при погружении быстроходного колеса, равном 10 мм (рис. 67).

 


Рис. 67. Смазывание колёс обеих ступеней

     Уровень дна редуктора определяется объёмом масла. Высоту масляной ванны hм определяют делением объёма масла на площадь зеркала ванны. Её следует увеличить при чрезмерно близком расстоянии от венца колеса до днища. Рекомендуется минимальное расстояние δ4 = 3δ (рис. 67). Если учесть, что расстояние от венца колеса до крышки корпуса приблизительно равно толщине стенки корпуса δ, то корпус редуктора всегда выше его крышки.

     Наиболее благоприятная ситуация для смазывания зубчатых колёс с цилиндрической тихоходной ступенью возникает при равенстве диаметров колёс обеих ступеней. Это возможно, когда при расчёте передач принято uб >uт, например, uб = 3,55; uт = 2,8 либо uб = 4; uт = 3,15 (приняты стандартные передаточные числа).

     В коническо-цилиндрическом редукторе коническое колесо должно быть погружено в масло на всю длину зуба (0,3 rae2). При этом возникают трудности в назначении передаточных чисел: максимальное значение uб = 3 [6] требует назначения более низких значений uт. В этом случае рекомендуется принять uб = 4, а uт = 3,55; 3,15; 2,8 и проанализировать варианты погружения колёс. Целесообразно выполнить расчёты диаметров на ЭВМ с их прорисовкой аналогично рис. 67.

     В червячных редукторах с нижним расположением червяка его следует погружать в масло не глубже высоты витка. При этом уровень масла не должен располагаться выше центра шарика или ролика подшипника качения во избежание потерь на взбалтывание масла (барботажных потерь). Иногда при таком требовании возникает аварийная ситуация: витки червяка недостаточно смазываются маслом. Частично ситуацию разрешает постановка брызговиков, устанавливаемых на червяке, для набрасывания масла на витки червяка.

     В многоступенчатых цилиндрических редукторах при значительном неравенстве диаметров колёс дополнительно ставят смазочную шестерню (из текстолита). Для коническо-цилиндрического редуктора такой вариант неприемлем: требуется либо обеспечить оптимальное передаточное число ступеней, либо применять дорогостоящую циркуляционную смазку с приводом масляного насоса от одного из валов редуктора (с существенным снижением его КПД).