«Деяния» Аммиана Марцеллина как источник по истории поздней Римской империи, страница 15

Аммиан был глубоко и искренне огорчен упадком былого военного могущества Римского государства. Натиск варваров он изображал как разрушительный ураган, всеобщее бедствие для населения империи. Борьба с варварами, по Юлиану, долг каждого честного римлянина. Однако императоры того времени отнюдь не соответствовали образу защитника великого и древнего Рима, а оказались мелкими и недостойными своего титула правителями.


Заключение

В целом произведение Аммиана Марцеллита «История» принадлежит к числу наиболее значительных в исторической литературе Древнего Рима. Книга как бы продолжает заложенную Титом, Ливием и Тацитом традицию описания исторических событий. Марцеллин часто по праву именуется «последним великим историком Рима». Его книга – это действительно выдающееся произведение жанра античной историографии. Труд Аммиана ценен тем, что представляет из себя свидетельство очевидца, проникнутое непосредственной эмоциональностью. Да и трудно было оставаться спокойным и не испытывать эмоций, живя в то богатое действительно историческими событиями время, в какое жил Аммиан Марцеллин. В это была последняя четверть  IV века, «эпоха, ключевая для всей дальнейшей истории Европы, когда в жесточайшей борьбе уходили в прошлое языческие и имперские ценности и общество обретало иные, совершенно новые духовные основы для своего дальнейшего функционирования».  В это время, когда Римской империи было суждено существовать уже менее  ста лет, когда совершалось великое переселение народов из восточных степей, когда христианство, уже давно с переменным успехом боровшееся с язычеством, практически полностью одержало победу и стало доминировать, когда уже  полвека осталось до образования на территории Рима полусамостоятельных германских королевств, которые, выходя из-под опеки Рима, разорвут его территорию на части, и выходит в свет это замечательное по своей сути историческое произведение, насыщенное еще живым в определенных кругах римской знати имперским духом. Произведение Аммиана носит критический характер по отношению к современным ему событиям, но эта критика не носит пессимистического характера. в то время, как в трудах христианских историков, типа Августина Аврелия, грозные обличения Рима рождают ощущение приближающейся катастрофы, у Аммиана наряду с негодованием, разоблачением мы встречаем и надежду на лучшее будущее, на возрождение былого величия могучего блистательного Рима. Империя, по мнению Аммиана, испытывает лишь период временных неудач, а вовсе не зашла в тупик.

Позитивный идеал историка лежит не только в героическом прошлом  громадной империи, но и в возрождении гражданского духа императоров, сенаторской аристократии и высших чинов армии, которые должны взять на себя ответственность за ход государственных дел и стать мудрыми помощниками императорской власти. Аммиан верит в возможность нравственного совершенствования правителей империи. Идеальный император для него – не пустой безжизненный символ, а реальный государь живым воплощением каждого был Юлиан, каким он остался в пямяти его верного полководца и соратника Аммиана.

Аммиан – не грозный судья своего века, своего народа и своего отечества. Он не сторонний наблюдатель, а живой участник событий. С болью истинного патриота переживает Аммиан беды своего отечества. Он обличает пороки, но не для того, чтобы прославить в веках свой литературный талант и искусство своего красноречия, а для того, чтобы исправить эти пороки, разъединяющие все слои римского общества, как коррозия разъедает лист металла. Аммиан искренне и глубоко верит в незыблемость Римской империи. Он видит своим сердцем не только блистательное прошлое Рима, его позорное настоящее, но и светлое будущее.

Судьба «Истории» Аммиана долгое время была не очень счастливой. Вплоть до конца XIX века его считали лишь  эталоном античных  авторов, и лишь впоследствии вернули этот труд на  должное место, даже уровняв с Титом Ливием и Тацитом. XX век принес Аммиану – историку и Аммиану – писателю окончательное признание. В нем разглядели большого художника со своим видением мира, оригинальными художественными приемами.