Ресурсосбережение на железнодорожном транспорте, страница 3

Коснувшись вопросов экономии топливно-энергетических ресурсов, нельзя не остановиться на стационарной энергетике. Если в отношении затрат энергоресурсов на тягу поездов можно говорить о наметившейся положительной тенденции, то при использовании их на нетяговые нужды проблема еще далека от разрешения. Доля только котельно-печеного в общих расходах ТЭР на сети составляет более 30%, а в сумме на затраты энергии и топлива на нетяговые нужды приходится около 23% расхода топливно-энергетических ресурсов. Анализ состояния стационарного топливо- и теплопотребляющего оборудования и расходов электроэнергии нетяговыми потребителями свидетельствует о больших резервах экономии в этой сфере работы железнодорожного транспорта.

В 1997 г., когда по инициативе ВНИИЖТа впервые была сформирована программа ресурсосбережения, включавшая в себя 20 позиций, более 90% входивших в неё разработок составляли результаты исследований ученных именно этого института. Положительные результаты первой попытки тиражирования эффективных разработок позволили активизировать инициативу других исследовательских организаций и, в определенной степени, создать основу для конкурентной среды в этом направлении.

Вклад ВНИИЖТа в решение проблемы ресурсосбережения по-прежнему значителен – более 60%, однако, существенно возросла активность и других организаций, таких как ПКБ ЦТ, ВНИТИ, МИИТ, а также ряда других подразделений, которые финансируются через отраслевые департаменты.

Опыт реализации программ показывает, что ресурсосбережение – это направление, требующее комплексного, системного подхода. Распыление средств на мелкие, пусть порой и эффективные работы, обречено на отсутствие объемного экономического эффекта. Показателен пример комплексного подхода к решению такой серьезной отраслевой задачи, как износ в системе "колесо-рельс". В 90-х годах эта проблема на сети железных дорог встала очень остро. К её решению были подключены творческие силы отраслевой науки во главе с ВНИИЖТом. За короткое время был реализован комплекс мер по снижению интенсивности износа гребней колес подвижного состава и бокового износа рельс до уровня, не лимитирующего срок службы колес и рельс в эксплуатации по данному показателю.

В рамках этих работ создана и продолжает действовать система мониторинга, позволяющая не только отслеживать эффективность систем лубрикации, но и контролировать и управлять проведением технических и технологических мероприятий в этом направлении. По нашему мнению, именно такой подход должен быть положен в основу осуществления любых мероприятий программ. 

Практика выполнения программ предыдущих лет и текущего года определила ряд передовых технических средств и технологий, которые уже сегодня дают ощутимые результаты. В числе работ, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов и имеющих высокую эффективность, - модернизация электровозов переменного тока ВЛ80 с устройством регулирования частоты вращения вентиляторов. Это позволяет снизить расход электроэнергии  на тягу поездов на 9-10  %. Начиная с 1997 года, такой системой оборудовано 900 локомотивов, а к концу текущего года их будет уже более 1240 или свыше 75 % общего электровозов этого типа, подлежащих такой модернизации. Аналогичная работа проводится в рамках программы для электровозов постоянного тока.



Принципы формирования

и реализации программ

ресурсосбережения:

·  на основе анализа структуры расходов определяются наиболее эффективные направления снижения эксплуатационных затрат как  по абсолютным показателям, так и по возможности эффективного  воздействия с целью получения быстрой и объемной экономической отдачи;

·  по каждому направлению должна быть разработана подпрограмма, позволяющая определить все характеристики внедряемых мероприятий от начала и вплоть до завершения насыщения сети в данной конкретной области;

·  уже на начальной стадии должна формироваться система отслеживания работы внедряемых средств, начиная с контроля их использования и заканчивая системой сервисного обслуживания;

·  необходимо обеспечить функционирование системы мотивации, побуждающей работников железных дорог и разработчиков, с одной стороны, максимально использовать уже внедренные ресурсосберегающие технику и технологии, и с другой стороны – максимально стремиться к дальнейшему расширению объемов и номенклатуры этих средств и технологий.

Также с 1997 года широко внедряется система автоматизированного ведения пригородных поездов ("Автомашинист"). Она обеспечивает в автоматическом режиме движение поездов по участку по заданной программе, точность выполнения графика движения, нагон в случае

опоздания, экономию 8-10 % электроэнергии. На сегодня этой системой оборудованы более 800 электропоездов. Завершена разработка системы автоведения для пассажирских локомотивов, внедрение которой начато уже в 2000 г.

Активно внедряются программные комплексы для режимных карт локомотивных бригад по «энергооптимальному» ведению поездов. Применение их обеспечивает сокращение расхода энергии на тягу поезда на 6-8 %. В настоящее время на сети работают 130 таких комплексов. До конца 2000 г. будет завершено оборудование ими более 160 локомотивных депо. Наряду с этим на железных дорогах широко внедряется система автоматического регулирования мощности электровозов отключением тяговых двигателей. В первую очередь ею стали оснащать электровозы постоянного тока, а с 2000 г. – и переменного тока типа ВЛ80.