Ресурсосбережение на железнодорожном транспорте, страница 4


Удельных расход электроэнергии на тягу поездов только за счет реализации этих новшеств к концу 2000 г. по сравнению с 1997 г. будет снижен на 6 %, а при полном внедрении всех намеченных мероприятий, которое необходимо завершить в 2001 г., - более чем на 9 %. 

Существенно сократить расход электроэнергии на тягу поездов может лубрикация рельсов не только в кривых, но и в прямых участках пути.  В начале разработки вопросов лубрикации специалисты ВНИИЖТа экспериментально доказали, что сопротивление движению поезда при смазывании рельсов снижается на 20-30 % в кривых и до 10 % на прямых участках пути. Проведенный в конце прошлого года эксперимент на Забайкальской дороге подтвердил эти результаты. Пора составить программу проведения более широкого эксперимента и затем, при его положительных результатах и должном технико-экономическом обосновании, - быстрого распространения этого метода на сети.

В целях повышения эффективности внедрения новой техники и технологий, обеспечивающих существенное сокращение затрат потребляемых в отрасли ресурсов, концентрации усилий на разработках, имеющих сетевую значимость для освоения объемов перевозок в 2000 г. и на перспективу, улучшения качественных показателей работы железнодорожного транспорта Министерство путей сообщения определило в качестве важнейшей задачи планомерное внедрение новых технологических средств и передовых технологий, направленных на повышение технического уровня предприятий железнодорожного транспорта, ресурсосбережение и на этой основе – на улучшение финансово-экономической деятельности железных дорог. Но обеспечение массового внедрения эффективных разработок – задача достаточно сложная, требующая от внедряющих организаций, железных дорог, МПС России значительных усилий. Для обеспечения комплексного подхода к её решению, широкой практической реализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и достижения наибольшей эффективности от их использования созданы Отраслевой и дорожные центры внедрения новой техники и технологий.

В соответствии с принятыми принципами организации работ в области ресурсосбережения основные задачи Отраслевого и дорожных центров внедрения заключаются в обеспечении и в полном объеме выполнения заданий Программы, контроля и организации эффективного использования, содержания, обслуживания и ремонта новой техники и технологий, внедренных по программам прошлых лет, в течение всего срока их службы, включая сервисное обслуживание сложных технических средств. Центры внедрения должны организовывать техническое обучение, повышение квалификации кадров, поставки оснастки, стендов, тренажеров, технической документации, наглядных пособий. Необходимо проводить систематическую работу по сбору, анализу и обобщению на конкурсной основе по лучшим технико-экономическим показателям технических и технологических решений, имеющих сетевое значение, для подготовки предложений в ежегодную Программу внедрения новой техники и технологий, с привлечением к ней ученых и специалистов НИИ, учебных вузов, КБ и железных дорог. Сегодня структура Отраслевого центра и сети дорожных центров сформирована полностью, и деятельность этой системы начинает набирать обороты.

И в заключение следует еще раз подчеркнуть, что основу успеха программ ресурсосбережения составляет системный подход. Мало разработать эффективное решение, мало внедрить его. Нужно обеспечить его сопровождение как в научном, так и в техническом плане на протяжении всего срока эксплуатации. Тогда можно рассчитывать на достижение основной цели ресурсосбережения – на реальный экономический эффект.