Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры, страница 9

277


направляет его по пути милитаризма, приводит к появлению нового более мощного оружия. Имеет место подчинение технически отсталых народов, опирающихся на традиции; складывается колониальная система. Вооруженная борьба развитых стран с возможными конкурентами требует миллионных человеческих жертв, опустошает целые континенты. Человечество, прежде чем неограниченно развивать свой материально-технический потенциал, должно обрести нравственное единение. Только это позволит направить научные разработки в мирное русло, избежать ненужной и бессмысленной конфронтации. Вместе с тем, творческие тенденции современной цивилизации, направленные на постоянное приращение нового знания, по-прежнему сохраняют свою значимость.

Осмыслить указанную ситуацию попытались белорусские философы и публицисты Д. Мейчик, Я. Окунь, Д. Скрынченко, М. Каролицкий[33]. Многие из них обратились к религиозным ценностям "всеединства" и "соборности", сохраняя традиционную ориентацию философской мысли русского православия, сложившуюся в послереформенный период[34].

По их мысли, христианство в ХХ-м веке имеет преимущество перед другими мировыми религиями, поскольку оно охватывает наиболее технически развитые страны. Однако из всех разновидностей христианства именно православие отвечает запросам современного человечества. Оно сохранило дух коллективизма первоначальной патристики, выполнявшей объединительную функцию еще в эпоху поздней античности в рамках Римской империи. Католицизм утратил его, поддавшись рационализму средневековой схоластики, а протестантизм -выдвинув принцип индивидуального мистического богопознания в период Нового времени. Поэтому белорусские авторы начала XX века склоняются к мысли, что именно православие имеет шанс стать глобальной идеологией, способной объединить все человечество и придать техническому прогрессу мирный характер.

Вместе с тем положительные, созидательные достижения современной науки необходимо использовать, поэтому следует

278


преодолеть присущий православию элемент обскурантизма, отрицательного отношения к научному познанию. Нужно соединить синкретический потенциал православной церкви с творческими научными инновациями на благо человека и человечества.

По мнению Владимира Самойло (1878-1941), христианский образ девы Марии эстетически символизирует единство плотского и духовного начала в современной цивилизации. Задача каждого человека - бороться со злом, превращать его в добро силой творческой активности, которая изначально заложена в нем божественным предопределением. Особую роль в этом автор отводит жителям Беларуси, исторически и географически самой природой расположенной между техногенным утилитарно-материалистическим Западом и возвышенно-религиозным Востоком[35].

Об этом же говорит известный публицист Абдиралович (Игнат Кончевский), живший в 1896-1923 гг. Отмечая особую миссию белорусского народа, он призывает современное человечество сохранить высокие духовные идеалы, присущие культуре Востока, однако, отбросить застывшие, порабощающие творческую личность, косные формы тоталитарной государственности, наполнить жизнь присущей Западу энергией движения и развития[36].

Вообще мотивы национального самосознания все чаще звучат в философской публицистике начала XX века. Это связано с распадом Российской империи, революционными преобразованиями, предоставившими возможность самоопределения насеявшим ее народам. Беларусь обрела свою государственность, сначала в форме БНР, потом - в составе СССР. Указанный факт нуждался в теоретическом осмыслении с позиций философской антропологии.

Осознание критериев национальной самобытности имело также большое значение с точки зрения борьбы за свои права этнических белорусов, проживавших на территории Польши, Литвы и других вновь образованных государств. Об этом говорили К. Сваяк (К. Стэпович), А. Цвикевич, В. Ластовский, другие политики и публицисты. При этом многие из них подымались на уровень философского истолкования этно-гуманитарной проблематики.