Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры, страница 7

Исследуемая И.Кантом[25] непознаваемая "вещь в себе" вызывает сомнения А. Довгирда, который считает, что человеческое познание в опыте объективно отражает окружающую действительность и полностью исчерпывает содержание составляющих ее предметов. Об этом свидетельствуют здравый смысл, повседневный опыт и экспериментальное естествознание.

Применительно к проблемам морали белорусский автор придерживается идеалов эвдемонизма и Просвещения. Высшей ценностью общественной жизни он считает наибольшее количество счастья для наибольшего числа людей. Критерием является индивидуальный голос совести: поступать следует так, чтобы не было стыдно сделать свой поступок и его побудительные мотивы достоянием общественного мнения в лице всего человечества. Достичь этого помогают научные знания, разумная самодисциплина, а также христианское воспитание с детского возраста и сила личного примера просвещенных правителей[26].

Анджей Снядецкий (1768-1838) осмысливал проблему человека с позиций биологического эволюционизма, исследовал вопросы физиологии высшей нервной деятельности. По его мнению, развитие человеческого мышления на уровне индивида предопределяется, с одной стороны, состоянием серого вещества головного мозга и центральной нервной системы, а с другой -внешними условиями его жизнедеятельности. Среди последних социальные факторы превалируют над географическими, климатическими и другими. Особое внимание уделялось особенностям существования различных классов и сословий, медицинско-оздоровительному воздействию социальной среды на жизнедеятельность человеческого организма. Польско-белорусский ученый исследовал положительное влияние свободного труда и просвещенного образа жизни на общественные отношения[27].

Его брат Ян Снядецкий (1756-1830), тоже препода­вавший в Виленском университете, последовательно применял методы точных наук к анализу проблем антропологии. Его интересовала деятельность органов чувств, воли, воображения, памяти и внимания, воспитательная роль искусства в

274


формировании высоконравственного гражданина и другие аналогичные вопросы. Одним из первых на Беларуси он начал разрабатывать теорию языкознания, анализировать структурные особенности знаковых систем, формализованно-логизированные аспекты в содержании межличностных отношений[28].

Белорусский юрист Онуфрий Маркевич (17507-1807?) в своей работе "Об участии природы в создании человека" рассмотрел в духе эволюционизма процесс антропогенеза, становление человека и человечества как биологического вида. Рассовые различия он объясняет природными причинами, считает нецелесообразным декларировать физиологическое превосходство белой рассы. Критерием истинности всякой научной теории предлагает считать ее соответствие объективным законам природы, отвергает на этом основании религиозно-теологический подход к проблеме человека[29].

После разделов Речи Посполитой в хозяйственно-экономической жизни Беларуси установилась относительная стабильность, завершилась эпоха войн, политической разобщенности и феодального индивидуализма. Однако лидерство в области духовной культуры оказалось окончательно утрачено, что наметилось еще в предшествующий период в связи с быстрым процессом секуляризации научной деятельности в России после реформ Петра 1. В начале XIX века университетские и академические центры Москвы и Санкт-Петербурга приняли в себя молодое поколение уроженцев Беларуси, оторвали их от родной почвы, частично рассеяли в качестве государственных чиновников по бескрайним просторам России. Многие деятели польско-белорусской культуры были подвергнуты принудительной высылке в Сибирь и другие российские регионы. Белоруссия на долгое время оказалась в положении одной из многочисленных провинций Российской империи, духовно отсталой и губернски ограниченной.

Указанные процессы вызвали естественное недовольство образованной прослойки общества, что выразилось в активном формировании национального самосознания, стремлении к политической самостоятельности, вначале под лозунгами