Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры

Страницы работы

Содержание работы

IX. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ:

ОТ Ф. СКОРИНЫ  И  С. ПОЛОЦКОГО  К ПРОБЛЕМАМ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

И КУЛЬТУРЫ

Проблема человека традиционно является центральнымбелорусской духовной культуры. Жители Беларуси всегда отличались высокими творческими запросами, что послужило основанием для глубоких и оригинальных теоретических разработок антропологической проблематики. Своеобразие географического положения на стыке Западной и Восточной Европы, особенности общественно-политического развития, отразившие многообразие и противоречивость окружающего воздействия, предопределили разносторонний характер, присущий творчеству белорусских мыслителей. Их издавна интересовали вопросы о сущности и происхождении человека, особенностях его внутреннего мира, специфике взаимодействия с другими индивидами в рамках общественной системы, с высшими сверхъестественными силами, с окружающей природной средой, место человека в общей структуре мироздания.

Еще в глубокой древности на территории современной Белоруссии сосредоточились многочисленные культовые центры язычества, что свидетельствует о высоком для того времени уровне духовной культуры, проходящей процесс своего становления. Это связано с тем, что, как свидетельствует историческая наука, именно эти территории явились одним из центров формирования восточнославянского этноса. Они оказались наиболее густонаселенными, здесь впервые стали возникать "города" - огороженные поселища, места сосредоточения ремесел, торговли и религиозного культа. В рамках языческого мировосприятия проблема человека осмысливается в единстве с окружающим мирозданием (наследие первобытного синкретизма) и переносится в область сверхъестественных явлений. Внутренний мир человека трактуемся как совокупность воздействий персони­фицированных природных и социальных сил, в отношении которых предпринимаются культовые мистико-теургические действия.От   эпохи   первобытнообщинных   отношений

262


сохраняются пережитки анимизма - одушевления предметов окружающей действительности. Явления природы, особенно связанные с возникающим земледелием, такие как смена времен года, гром и молния, засуха и т.п., обожествляются и наделяются личностными качествами. Сферы социальной активности, требующие специальных знаний или просто оказывающие существенное влияние на жизнь древних белорусов, например занятие земледелием и ремеслами, война, семья и брак, персонифицируются в виде богов-покровителей. Осуществление всего этого трактуется как своеобразное религиозное служение, причем человек часто обращается за помощью к своим умершим предкам, родоначальникам и покровителям племенной общности, сохраняя элементы первобытного тотемизма. По мере разделения умственного и физического труда, усиления межплеменных связей формируется прослойка жрецов-священнослужителей, хранителей духовных традиций. Впрочем, в отсутствие развитой письменности, преемственность в мировоззрении древних белорусов прервалась, современные знания об осмыслении ими проблемы человека носят фрагментарный характер и опираются, в основном, на данные этнографии.

С появлением христианства и разработкой славянской письменности положение изменилось. Просветительская и миссионерская деятельность белорусских мыслителей 11-13 вв. широко известна современникам, сведения о ней сохранились до настоящего времени. Христианство очень рано проникло на территорию    Белоруссии    по    сравнению    с   другими восточнославянскими землями. Предпочтение было оказано православной конфессии: присущий ей дух коллективизма способствовал объединению земледельческих народностей в борьбе с кочевниками-половцами, печенегами, позже татаро-монголами. Усилились связи с Византийской империей -наследницей античной цивилизации. Однако вскоре белорусы сформировали собственную интеллектуальную элиту, которая активно включилась в освоение духовного  богатства христианской культуры, попыталась на этой основе осмыслить проблему человека [1].

263


Климент Смолятич (? -1164?), уроженец Смоленска, стал вторым на Руси митрополитом славянского происхождения после Иллариона Киевского. В единственном сохранившемся произведении "Послание Фоме пресвитеру" [2] он, опираясь на авторитет "отцов церкви", отстаивает возможность символического истолкования Священного писаная. Следование добродетели, отражающей истинный дух христианской веры, рассматривается им как более важное, чем формальное исполнение библейского закона. В этом смысле многие выдающиеся мыслители языческой античности ближе к христианству, чем иудеи - последователи Ветхого завета Библии. Бог рассматривается как непознаваемая сущность, открывающаяся человеку в совершенстве своих созданий. Человек есть венец творения, наделенный свободой воли, которая ведет его по пути высшего предопределения к добру и свету. Внимание, уделяемое проблемам человека, придает взглядам Климента Смолятича элемент антропоцентризма.

Похожие материалы

Информация о работе