Философская мысль Беларуси: от Ф.Скорины и С.Полоцкого к проблемам национального самосознания и культуры, страница 10

279


Ксёндз Адам Станкевич (1891-1949), родившийся под Ошмянами в крестьянской семье, депутат польского Сейма, глава белорусской христианско-демократической партии, погибший в заключении после включения Западной Белоруссии в состав СССР, писал, что белорусы должны сохранять свою самобытность, не поддаваться ни восточному, ни западному влиянию, всеми силами развивать народный язык, религию, культуру[37].

М. Довнар-Запольский (1867-1934), известный предста­витель «западно-русизма», долго проживавший на территории БССР, в своих работах исследовал этно-физиологический облик белорусов, отличающий их от населения Украины и России, особенности мировосприятия, обычаев и традиций, служащие предпосылкой государственной самостоятельности[38].

Вместе с тем, национальное сознание белорусов развивалось народными поэтами и писателями БССР. Еще до революции Ф. Богушевич, Тётка (А. Пашкевич), Я. Купала, Я. Колас в образах простого крестьянского труда, близкого к природе, воспевали черты белорусского народного характера, призывали к установлению общества социальной справедливости. Впоследствии многие из них примкнули к марксистскому направлению[39], однако сохранили в своем творчестве белорусские национальные мотивы.

Вообще марксистская антропология подчиняет национальный вопрос классовому пролетарскому самосознанию, считает его второстепенным, сравнительно с задачами борьбы антагонистических классов и пролетарской революции. В 20-30 гг. проблему человека с позиций исторического материализма и диалектической методологии рассматривали Б. Быховский, С. Вольфсон, С. Каценбоген, Р. Выдра. По их мнению, определяющим фактором социальной жизни является способ производства, который представляет собой совокупность производительных сил (люди, средства и предмет труда) и производственных отношений: экономических (собственность, обмен, распределение) и технологических. Производственные отношения составляют базис общественно-экономической формации, над которым надстраиваются социальная, классовая структура, политика, право и другие

280


формы общественного сознания. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Его духовное развитие предопределяется общественным бытием, материальными факторами.

Существует пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм - первая стадия коммунизма). Из них только последняя соответствует критериям социальной справедливости, все остальные построены на эксплуатации человека человеком и непримиримой борьбе антагонистических классов (первобытные отношения не заслуживают внимания в силу крайне низкого уровня производительных сил).

Средство перехода от капитализма к коммунизму -социалистическая революция и диктатура пролетариата. Сущность коммунизма состоит в уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства, неограниченном развитии производительных сил, создании бесклассового общества и воспитании новой личности, раскрепощенной, свободно реализующей потребность творческого коммунистического труда. Осуществление лозунга "от каждого по способностям - каждому по потребностям" составляет сущность марксистской антропологии.

С установлением советской власти Белоруссия достигла значительных успехов: открывались новые научные учреждения и учебные заведения, строились промышленные предприятия, в составе СССР была одержана победа в Великой отечественной войне. В творчестве представителей общественно-политической мысли этого периода отразилось восхищение достижениями социализма. В то же время тоталитарно-репрессивная государственная идеология эпохи культа личности И.В. Сталина не позволяла создать полную адекватную картину социалистического строительства, замалчивала факты массовых необоснованных репрессий, широко­масштабного применения низкоквалифицированного принудительного труда.