Принятие управленческих решений в маркетинге с помощью компьютерных средств, страница 46

1.  Сенсорная (информация, поступившая из внешней среды, хранится в ней около одной трети секунды).

2.  Кратковременная (время хранения – до 30 с.). Здесь информация «кодируется» и обрабатывается. Собственно, здесь и принимаются решения). Затем информация или стирается, или попадает в долговременную память.

3.  Долговременная (имеет неограниченные размер и время хранения).

Главная характеристика кратковременной памяти – ее объем. Экспериментально показано[52], что он составляет 7±2 чанка (сhunk). Чанк – единица информации (от одной буквы до целой фразы), воспринимаемая и запоминаемая как один смысловой образ.

Были обнаружены эвристики и смещения, неизбежно возникающие при принятии решения человеком. Они связаны с субъективными оценками прогнозов вероятностей исходов.

○  Суждение о вероятности того, принадлежит ли объект Х классу Y делается на основе похожести Х на типовой объект Y. Классификация ситуаций происходит по внешним признакам.

○  Вероятность события оценивается по тому, насколько часто встречалось это событие самому оценивающему.

○  Сильно влияние начальной информации (прошлого опыта).

○  Имеется чрезмерное доверие к собственным оценкам.

○  Существует стремление исключить ситуации, связанные с риском.

Таким образом, к методам принятия решений формируются следующие требования:

○  естественный язык;

○  ориентированность на человеческую систему переработки информации;

○  корректность процедуры преобразования вербальной информации;

○  проверка вводимой информации на непротиворечивость;

○  прозрачность метода для лица, принимающего решения. Должна быть возможность проверить ход получения решения и убедиться в его правильности.

Видно, что такая постановка весьма плодотворна, так как позволяет использовать творческий потенциал человека, а не свести принятие решения к математической задаче.

Решения, предлагаемые в [24], основываются на выделении тех операций, связанных с принятием решения, которые уверенно выполняются человеком.

Для того, чтобы понять направление исследований и получаемые результаты, достаточно рассмотреть простейший метод упорядочения альтернатив, названный «Замкнутые процедуры у опорных ситуаций» (ЗАПРОС-ЛМ).

Замкнутая процедура означает проверку непротиворечивости выбора. Обнаруженное противоречие выявляется компьютером и «создается обстановка для логического анализа» [24].

Рассмотрим пример принятия решения о выпуске нового товара (на основе [24]).

Имеется ряд новых товаров, выпуск которых может быть освоен предприятием. Упорядочение альтернатив по важности происходит по следующей схеме.

1.  Лицо, принимающее решение, руководствуясь политикой предприятия, определяет, какие критерии важны при выборе решения, а также возможные значения этих критериев. Это:

А. Степень проверенности замысла (1 – есть единичные изделия, 2 – есть технология, 3 – есть идея).

Б. Окупаемость проекта (1 – менее года после начала производства, 2 – от года до двух, 3 – более двух лет).

В. Трудности организации производства при достаточности денежных ресурсов (1 – малые, 2 – средние, 3 – большие).

Г. Наличие спроса на продукт (1 – большой, 2 – достаточный, 3 – неопределенный).

2.  Лицо, принимающее решение, оценивает предпочтительность различных условных вариантов по двум параметрам одновременно. Для этого компьютер предъявляет ему вопросы о предпочтительности одного из пары вариантов и проверяет состоятельность ответов. Ответы можно исправить, чтобы в результате получить непротиворечивую шкалу сравнения. Все действия лица, принимающего решения, могут быть им выполнены без труда.

Это производится следующим образом. Наилучший проект известен. Это А1Б1В1Г1. Для сравнения по двум критериям рассматриваются только они, то есть первый предъявляемый случай – А1Б1. Очевидно также, что А2Б1 хуже, чем А1Б1 (обозначается как А1Б1 à А2Б1) и А1Б1 à А1Б2. Лицо, принимающее решение, должно определить, что лучше: А1Б2 или А2Б1. В конце получается схема, изображенная на рис.13Рис. 13.