Требования к инженеру-механику строительно-дорожных машин, страница 6

Поэтому вторая группа требований к инженеру-механику вклю­чает наличие у него серьезных профессиональных знаний и навыков, которые складываются: из понимания места и целей ТЭА, основ плани­рования и экономики отрасли; знания конструкции, принципов рабо­ты, технического обслуживания и ремонта наиболее характерных мо­делей автомобилей и технологического оборудования; владения основ­ными нормативно-технологическими документами и законами (Поло­жением о техническом обслуживании и ремонте, ГОСТами, нормами трудоемкостей, стоимости, расхода запасных частей и материалов, ру­ководством по организации производства и др.); знания принципов организации и технологии производства; владения основами учета и де­лопроизводства; умения работать с научной и технической литерату­рой, особенно справочно-нормативной.

Одной из важнейших функций ИТС является принятие управляю­щих решений от простейших, связанных с направлением автомобиля в тот или иной вид ТО или ремонта, до наиболее сложных, определяющих техническую политику всей отрасли на ряд лет. Поэтому умение при­нимать обоснованные решения является следующей важнейшей груп­пой требований к инженеру-механику по ТЭА. Как известно, существу­ет общая методика принятия решения, руководствуясь которой специа­лист в состоянии принять до 80—85 % всех возможных так называе­мых стандартных решений. Квалифицированное принятие решений ос­новывается: на высоких профессиональных знаниях; понимании места и целей ТЭА и конкретного участка работы; умении анализировать потоки информации; четком представлении о правах и обязанностях специалиста, подразделения и предприятия; умении формулировать альтернативные решения и сравнивать их; владении приемами приня­тия стандартных и нестандартных решений, включая действия в экст­ремальных условиях; рациональном использовании вычислительной техники при управлении и принятии решений.

Инженер-механик должен не только принимать правильные реше­ния, но и реализовать их, что связано с умением эффективно работать с персоналом, т. е. четко ставить задачи, вытекающие из принятого решения, организовывать регулярный контроль за ходом реализации решения, которое во многом зависит от умения передавать знания и навыки подчиненным, стиля работы, такта и требовательности.

Наконец, последнюю группу требований условно можно назвать динамичностью знаний, или способностью к самосовершенствованию специалистов. Важность этих требований связана, во-первых, с по­степенным увеличением доли так называемых нестандартных решений по мере расширения круга обязанностей и ответственности специалис­та. Во-вторых, эти требования определяются темпами научно-техни­ческого прогресса (принципиально новые конструктивные, техноло­гические или организационные решения, привлечение нового аппарата принятия решений и т. д.), в результате которого имеющихся теоре­тических и накопленных практических знаний или навыков оказы­вается недостаточно для эффективного управления техническим об­служиванием и ремонтом автомобилей.

Динамичность знаний обеспечивается освоением в процессе обу­чения основных закономерностей и генеральных тенденций, устой­чиво действующих в отрасли, направлений НТП, знанием теорети­ческих основ технической эксплуатации автомобилей (теории надеж­ности, массового обслуживания, исследование операций), умением обобщать и систематизировать передовой опыт, в том числе родствен­ных отраслей и зарубежный. Наконец, немаловажным для обеспече­ния динамичности знаний является ознакомление в период обучения, а также в последующий период практической деятельности и повыше­ния квалификации с ведущимися в отрасли научно-исследовательскими работами, в том числе и поисковыми. Динамичность знаний должна обеспечить возможность (базу) дальнейшего повышения квалифика­ции специалиста и продвижения его в иерархии управления.