Требования к инженеру-механику строительно-дорожных машин, страница 4

Наибольшее влияние на среднюю продолжительность работы специалиста в отрасли имеет интенсивность убытия специалистов в течение первого периода. Если в течение всего срока предположить действие только естественных причин убыли, то средняя продолжительность работы в отрасли составит 30—32 года, т. е. ежегодно для пополнения штата (без учета расширения производства) по­требуется привлечение 3—3,3 % новых специалистов.

Таким образом, разработка эффективных мер по повышению качества под­готовки специалистов, стабилизации состава инженерных кадров, особенно в те­чение первого периода, является весьма актуальной задачей, решение которой будет способствовать повышению эффективности работы автомобильного тран­спорта и ТЭА.

Основные функции руководителя инженерной службы автотранспортной компании (США) включают: планирование, организацию и учет ТО и Р; работу с персоналом (обучение при необходимости с демонстрацией методов выполне­ния работ), решение социальных вопросов, координацию работы всех служб ИТС и внешние связи (заказ автомобилей, материалов, запасных частей), изу­чение динамики изменения показателей эффективности автомобилей и организа­цию своевременной их замены.

Таким образом, нельзя руководить технической службой современной авто­транспортной компании без хорошей инженерной и особенно управленческой подготовки (менеджер).

Проблема подготовки инженеров для автомобильного транспорта, особенно инженеров-механиков, широко обсуждается в Великобритании и других стра­нах. Например, на специальном семинаре «Положение, обучение и развитие ин­женерного корпуса для автомобильного транспорта» отмечались трудности в ком­плектации квалифицированными инженерами автомобильного транспорта, объ­ясняемые рядом причин. Одна из них состоит в том, что функции инженера, ра­ботающего на автомобильном транспорте, особенно в ТЭА, более разнообразны. чем аналогичных категорий специалистов в промышленности, и непрерывно рас­ширяются. а статус этого инженера (имеется более 10 наименований) четко не оп­ределен, что затрудняет их подготовку. На указанном семинаре отмечалось, что хорошо обученный организатор производства с базовой и практически направ­ленной инженерной подготовкой предпочтительнее в АТП, чем высокообразован­ный инженер, имеющий лишь некоторые управленческие знания и навыки. В на­стоящее время «чисто» инженерные обязанности занимают около 25 % времени инженера автомобильного транспорта.

На упомянутом семинаре были сформулированы характерные инженерные задачи, охватывающие технические вопросы, взаимоотношение с персоналом и внешними предприятиями и организациями, финансовые и административно-уп­равленческие вопросы, а также требования к инженеру-механику. Сформулиро­ванные требования к инженеру-механику включают в себя: хорошее знание кон­струкции и умение произвести выбор типа и конструкции автомобилей и агрега­тов; организацию технического обслуживания и ремонта на основе современных технологических процессов и оборудования; организацию помашинного контро­ля всех затрат на обслуживание, ремонт и топливо; расчет и планирование свое­временного обновления парка. Инженер должен быть хорошо информирован о нововведениях в конструкции автомобилей, новых эксплуатационных материа­лах, быть готовым перестроить систему и организацию ТЭА, понимать возмож­ности и области применения компьютерной техники. Инженер-механик должен уметь работать с персоналом, быть компетентным в транспортном и трудовом законодательстве, говорить с финансистами на их языке. При прочих равных ус­ловиях преимуществом при приеме на работу пользуется инженер, имеющий пра­ва профессионального водителя или удостоверениемеханика.

Английские специалисты считают, что ИТС предприятия, насчитывающею 50 и более автомобилей, должна возглавляться дипломированным инженером-механиком. Предлагается ряд мер по обеспечению автомобильного транспорта инженерными кадрами: